{headers} Полит Информ > Версия для печати > Ценз оседлости для губернаторов. ЛДПР готовится к 2016 году?
Главная > Политика > Ценз оседлости для губернаторов. ЛДПР готовится к 2016 году?

Ценз оседлости для губернаторов. ЛДПР готовится к 2016 году?


5-05-2015, 07:45.

Законопроект депутата от ЛДПР Виталия Золочевского, предлагающий ввести «ценз оседлости» для кандидатов в губернаторы, уже вызвал немало споров. С одной стороны, его идею поддержали некоторые видные «единороссы». С другой, Кремль уже не раз делал ставку на губернаторов-«варягов» и до сих пор не собирался отказываться от такой практики.

Но, возможно, данный законопроект – не просто еще один информационный повод для соратников Владимира Жириновского или отражение тонких игр Кремля. Не исключено, что инициатива Золочевского – сигнал ЛДПР региональным элитам и намек на новую тактику, которая эта партия может использовать на думских выборах-2016.Пока сама вероятность принятия правок о «губернаторском цензе оседлости» вызывает сомнения.

Конечно, об инициативе положительно высказался, например, председатель думского Комитета по экономической политике и предпринимательству, член «Единой России» Евгений Федоров. Но, как правило,  законы, влияющие на правила игры в региональной политике, вносились представителями всех думских фракций. В то время, как у законопроекта «О внесении изменения в статью 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» инициатор всего один – сам Виталий Золочевский.Стоит напомнить, что данный законопроект предлагает допускать к губернаторским выборам только кандидатов, проживших в регионе или проработавших на его предприятиях не менее 5 лет, либо представлявших данную территорию в парламенте.

Такой подход мог бы понравиться губернаторам-«старожилам». Конечно, закон не отнимет шансов на губернаторство у кадров, вытесненных прежним главой из местной политики и продолживших карьеру на федеральном уровне или в других регионах. В документе ведь не сказано, что требования к оседлости и стажу касаются именно последних пяти лет, непосредственно предшествующих выборам. Но, все же, скамейка запасных у федерального центра в случае принятия этих ограничений серьезно сократится. То есть шансов передать пост преемнику из своей же команды у опытного губернатора будет куда больше.

В целом же,  от таких норм выигрывают именно представители старых региональных элит, ослаблением влияния которых Кремль целенаправленно занимался в течение 2000-х годов.

Интересно, что «ценз оседлости» противоречит тактике самой ЛДПР, которой она до сих пор придерживалась.  Так, незадолго до возвращения губернаторских выборов член этой партии Алексей Островский  возглавил Смоленскую область, не будучи связан ранее с этим регионом и являясь уроженцем Москвы. В 2012 году на пост губернатора Белгородской области от ЛДПР была выдвинута Ирина Горькова, являющаяся «варягом» в этом регионе. Если же копнуть глубже, можно вспомнить одну из самых  громких губернаторских кампаний 90-х, выборы главы той же Белгородчины в 1999 году, в которых принял участие сам Владимир Жириновский, также ранее с этим регионом не связанный.

Впрочем, среди оппозиционных партий не только ЛДПР направляет на выборы кандидатов-«варягов». Например, член КПРФ Вадим Потомский, карьера которого была связана с Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, в 2012 году участвовал в губернаторской гонке в Брянской, а в 2014 – в Орловской областях.

Среди системных оппозиционеров губернаторский «ценз оседлости» больше всех был бы выгоден «Справедливой России», обычно, как раз и опирающейся на местах на представителей старых региональных элит.

Но, возможно, идея о «цензе оседлости» как раз не случайно исходит именно от  представителя ЛДПР. Явный реверанс партии в сторону старых региональных элит может приглашать их к сотрудничеству на думских выборах-2016 и предвещать соответствующую корректировку партийной риторики. Безусловно, влиятельные региональные деятели в списках ЛДПР на федеральных выборах появлялись и раньше, но чаще это были фигуры непубличные. Одним из немногих исключений является думская кампания 1999 года, когда в первую тройку списка партии должен был войти Анатолий Быков и тогда, и сегодня остающийся популярным в Красноярском крае политиком.

Если ЛДПР действительно шире откроет двери для популярных региональных политиков со стороны, у этого может быть две причины. Во-первых, попытка дополнительно подстраховаться.  По данным опроса «Левада-центра» от 17-20 апреля 2015 года популярность партии находится на грани проходного барьера. При отсутствии графы «против всех» за нее были готовы проголосовать 6% опрошенных. Харизматичность Владимира Жириновского помогала привести партию в парламент и в более сложных условиях. Но все же, появление в списках ограниченного числа беспартийных популярных региональных политиков могло бы укрепить позиции партии.  Кстати, и случай с Анатолием Быковым  в федеральных списках ЛДПР  произошел накануне самой сложной парламентской кампании за всю историю партии – ведь в 1999 году вероятность оказаться за пределами парламента у сторонников Жириновского была очень высока.

Во-вторых, в еще более сложном положении сейчас находится «Справедливая Россия». Ей то же исследование «Левада-центра» дает поддержку  лишь 2% опрошенных. А ведь эта организация всегда выступала в роли главного «ковчега» для видных региональных политиков, по разным причинам оказавшихся за пределами «партии власти».

Конечно, для таких деятелей сотрудничество с ЛДПР имеет свои минусы (не будем забывать, например, про ее традиционно высокий антирейтинг). Да и наличие одномандатных округов делает политика более независимых от  результатов партии в целом. Но, если перспективы «справороссов» по-прежнему будет  далеки от радужных, а новых претендентов на место четвертой парламентской партии не появится, часть  популярных региональных политиков может и на ЛДПР обратить внимание, даже если ранее с этой партией не работали.

Ни для кого не секрет, что ведущие партии начали подготовку к парламентским выборам-2016 еще с конца 2014 года. Вопреки прогнозам ряда оппозиционных экспертов, предсказывавших быстрое исчезновение эффекта «крымской волны», ничего подобного пока не происходит. У властей получается эффективно использовать лозунги и темы (от патриотических до социальных), на которые до сих пор делала ставку системная оппозиция.

Не факт, что ситуация к выборам изменится кардинально. Владимира Жириновского можно считать гуру в вопросах политического выживания, так что весьма  неожиданных ходов от него и его партии в этих условиях исключать нельзя. 



Вернуться назад