{headers} Полит Информ > Версия для печати > Проблемы оборонной промышленности Евросоюза
Главная > Экономика и финансы > Проблемы оборонной промышленности Евросоюза

Проблемы оборонной промышленности Евросоюза


5-10-2014, 21:40.

В настоящее время военно-промышленный комплекс (ВПК) Евросоюза переживает сложный период, связанный с влиянием продолжающегося финансово-экономического кризиса. Вынужденное снижение бюджетных расходов европейских стран привело к сокращению объема ассигнований на оборонные исследования и закупку вооружений и военной техники (ВВТ).
Оборонная промышленность Европы с оборотом в 96 млрд евро является важным сектором экономики, однако текущая ситуация в этой сфере создает значительные бюджетные проблемы -совокупная доля Евросоюза в мировом производстве вооружений за последние 10 лет снизилась с 29 до 20 % С 2009 до 2012 год военные бюджеты стран - членов Европейского оборонного агентства (ЕОА) сократились на 20 млрд евро. По оценке западных экспертов, если текущие тенденции сохранятся, то к 2017 году общие расходы Евросоюза на оборону могут сократиться по сравнению с началом кризиса еще на 12 %

Аналогичная ситуация складывается и в области НИОКР. Несмотря на заданный Европейским советом показатель доли финансирования в оборонных бюджетах в 2 %, реально эта цифра в настоящее время находится на уровне 1,2 % с тенденцией к дальнейшему снижению. Причем общеевропейское сотрудничество в сфере НИОКР крайне ограниченно - только 12 % общего объема исследовательских и конструкторских работ ведется совместно несколькими странами - членами ЕС.

В таких условиях руководство ЕС проявляет крайнюю обеспокоенность политикой ряда европейских государств, отмечая, что дальнейшее сокращение объемов финансирования закупок ВВТ ведет к снижению военного потенциала организации, уменьшению числа госо-боронзаказов, недозагрузке производственных мощностей и, как следствие, ухудшению ситуации на рынке труда Евросоюза.

Об актуальности проблемы в области оборонной промышленности свидетельствует тот факт, что она стала главной темой саммита Европейского союза в декабре прошлого года. В ходе подготовки к данному мероприятию в структуре Еврокомиссии была создана рабочая группа по обороне, которая провела оценку текущего состояния ВПК и разработала предложения по развитию военно-технического потенциала Евросоюза.

В своих выводах западные эксперты отмечали, что ряд европейских государств расходует значительные средства на приобретение национальной неконкурентоспособной продукции с целью поддержки собственного ВПК (как правило, члены ЕС тратят до 85 % оборонного бюджета внутри страны) или предпочитают закупать ВВТ за пределами Евросоюза (прежде всего в США). В результате европейские производители имеют ограниченный доступ к внутренним национальным рынкам других государств-партнеров, что приводит к многочисленным дублированиям производств1.

Если в ближайшее время страны Евросоюза не преодолеют национальные и корпоративные амбиции и не станут создавать единую военно-промышленную базу, уже к 2020 году они утратят возможности для производства следующего поколения ВВТ.

Кроме того, ведущие предприятия европейского ВПК с целью получения быстрой прибыли все больше ориентируют экспорт продукции военного назначения на рынки развивающихся стран, что приводит к росту конкуренции европейских компаний между собой и способствует ослаблению их промышленной кооперации.

По оценке зарубежных экспертов, в настоящее время в ЕС отсутствуют реальные планы по запуску новых масштабных программ создания современных систем вооружений. В первую очередь это связано с тем, что в сложившихся экономических условиях ни одна из стран-участниц не может самостоятельно профинансировать их в полном объеме. В то же время ряд из них (Великобритания, Нидерланды и Италия) становятся участниками американской программы по созданию многоцелевого истребителя F-35. Указанные тенденции ведут к постепенному сокращению числа европейских компаний, способных автономно разрабатывать и серийно производить современные образцы ВВТ.

Существуют значительные пробелы в координации деятельности со многими потенциальными производителями подсистем и комплектующих из других стран Евросоюза. Одновременно западные эксперты полагают, что текущее укрепление промышленно-технологической базы, обеспечение координации производства и закупок ВВТ носит ограниченный и временный характер.

В целях решения указанных проблем руководству ЕС были даны следующие рекомендации:
- определить единые стратегические интересы организации и обеспечить долгосрочное совместное планирование в отношении развития ВПК;
- оптимизировать под руководством Европейского оборонного агентства координацию деятельности между государствами Евросоюза по наиболее эффективному использованию всех имеющихся промышленных потенциалов, провести реструктуризацию предприятий оборонного комплекса2;
- объединить усилия Еврокомиссии, ЕОА, национальных правительств и промышленности по наращиванию инвестиций в передовые оборонные исследования и производство перспективных образцов ВВТ с использованием современной промышленно-технологической базы;
- адаптировать действующую нормативно-правовую базу к современным условиям (в частности, актуализировать директиву ЕС "О закупках в сфере обороны и безопасности");
- предотвратить утечки в третьи страны результатов высокотехнологических исследований, технических и научных кадров ВПК в результате сокращений на предприятиях отрасли.

Системообразующим элементом предлагаемой Еврокомиссией стратегии является развитие сотрудничества оборонных и гражданских секторов промышленности, для чего предлагается вводить "гибридные стандарты" для продукции двойного назначения и единые процедуры сертификации.

Кооперироваться предполагается в первую очередь в тех областях, где разрабатываемая продукция или технология имеет двойное (гражданско-военное назначение). Отмечается также необходимость максимального использования результатов гражданских исследований для военных нужд. В ближайшее время Еврокомиссия планирует подготовить отдельный обзор ситуации с сырьем, требующимся для оборонной промышленности, в особенности с редкоземельными металлами. Большое значение придается поддержке среднего и малого бизнеса, действующего в оборонном и смежных секторах, на которые, по мнению этого органа, должны распространяться все льготы, предусмотренные для аналогичных компаний в гражданских отраслях. Планируется развитие системы профессиональной подготовки по необходимым для оборонного сектора специальностям.

В целом текущее состояние европейской оборонной промышленности экспертами ЕС оценивается как близкое к критическому. Отмечается серьезный дефицит военных возможностей Евросоюза и его неспособность отвечать на новые вызовы и угрозы безопасности без содействия НАТО. Данные факторы затрудняют развитие общей политики в сфере безопасности и обороны и не позволяют Евросоюзу играть роль стратегического игрока на мировой арене.

По итогам состоявшегося саммита страны-участницы договорились начать работу по трем направлениям повышения эффективности общей политики обороны и безопасности:
- во-первых, ЕС намерен сформировать единый европейский рынок оборонной продукции;
- во-вторых, в ближайшее время намечается принять план развития европейской военной промышленности, в соответствии с которым предусматривается создать единую систему лицензирования малых и средних предприятий с последующим более активным привлечением их к выполнению оборонных заказов;
- в-третьих, ЕС намерен развивать совместные НИОКР, в том числе в рамках программы исследований и инноваций "Горизонт-2020", которая позволит проводить научные разработки в гражданской и военной сферах (на эти цели в период с 2014 по 2020 год предусматривается выделить из бюджета ЕС 80 млрд евро).

Кроме того, в условиях сокращения оборонных закупок в ЕС особая значимость придается развитию экспорта вооружений в третьи страны. Предлагается рассмотреть шаги по улучшению доступа европейской продукции на внешние рынки и адаптировать систему экспортного контроля к имеющимся реалиям в сфере международной торговли оружием.

По итогам прошедшего саммита Совету ЕС, Европейской комиссии, Высокому представителю ЕС по иностранным делам и политике безопасности и обороны, исполнительному директору Европейского оборонного агентства и государствам - членам союза поручено предпринять решительные и контролируемые шаги для реализации изложенных в постановлении мер. В июне 2015 года Европейский совет даст оценку достигнутым результатам и предложит новые ориентиры по дальнейшему развитию общей политики безопасности и обороны ЕС.

Таким образам, уменьшение бюджетных расходов и сокращение объемов закупок ВВТ продолжают оказывать негативное влияние на состояние военно-промышленного комплекса Евросоюза, а также на его способность к производству высокотехнологичных образцов вооружения в будущем. Для сохранения производственных возможностей руководствам ЕС разрабатываются и предпринимаются меры как административного и экономического, так и законодательного характера, направленные на изменение политики стран Евросоюза в сторону развития их интеграции и кооперации.

1 Страны ЕС закупают четыре типа истребителей, при этом ни один из существующих европейских производителей не способен самостоятельно создать боевой самолет пятого поколения. Кроме того, в Евросоюзе имеется 12 производителей бронетехники (на вооружении находится 19 типов БТР и 14 типов танков, а также около десятка моделей вертолетов).

2 Несмотря на неудавшийся проект по слиянию британской "БАэ системз" с европейским концерном ЕАДС, сейчас обсуждаются возможности аналогичных сделок между корпорациями "Талес" (Франция) и "Финмекканика" (Италия) с подключением французских компаний "Дассо" и "Сафран", а также между "Талес" и ЕАДС.



Вернуться назад