{headers} Полит Информ > Версия для печати > Овербукинг Минтранса в законе
Главная > Экономика и финансы > Овербукинг Минтранса в законе

Овербукинг Минтранса в законе


7-07-2015, 17:21.

Министерство транспорта РФ подготовило законопроект об овербукинге и представило его на общественное обсуждение на госпортале www.regulation.gov.ru. По мнению чиновников, документ просто узаконит традиционную практику авиакомпаний, которые зачастую и так продают большее количество билетов на авиарейсы, чем существует посадочных мест. Однако законопроект пропишет при этом права и обязанности сторон, благодаря чему пассажиры смогут получать компенсацию за невылет. 

На первый взгляд обывателя, идея овербукинга выглядит сомнительно. Представьте себе пассажира, которому нужно куда-то лететь. Он собирает вещи, приезжает в аэропорт и выясняет, что мест в самолете нет. Это притом что он купил билет заранее, по сути, заключив с авиаперевозчиком сделку и оплатив свой проезд. Эмоции при этом просто зашкаливают. И такую ситуацию Минтранс предлагает узаконить, то есть сделать вполне распространенным явлением!

Однако эта практика широко распространена на Западе. Более того, ее поддерживает и крупнейший российский перевозчик «Аэрофлот», а также другие игроки отрасли. Значит, рациональное зерно в ней есть? А если вдуматься и разобраться, то и не одно.

 

Страшное слово овербукинг

По своей сути овербукинг – это серьезная бизнес-теория. Как массовая практика возник в США в конце 1960-х годов. Ее «отцом» считается профессор экономики Иллинойского университета Джулиан Саймон (Julian Simon), первым экономически обосновавший идею, что со стороны авиакомпании отказ в перевозке должен стать не произвольной «высадкой лишнего человека», а сделкой по выплате компенсации за добровольный отказ от места. Таким образом в выгоде остаются и пассажир, и авиаперевозчик. Это подтверждает практика. Согласно подсчетам, овербукинг за три десятилетия принес экономике США доход в размере 100 млрд долларов.

В течение первого десятилетия работы овербукинга не было единых правил игры – каждый из перевозчиков был волен поступать по-своему. Начало единым нормам в законодательстве в США положил процесс защитника прав потребителей, известного левого политика Ральфа Нейдера против авиакомпании Allegheny Airlines (ныне U.S. Airways). Компания в 1972 году отказала ему в перевозке и сорвала выступление на политическом митинге. В 1976 году дело слушалось в Верховном суде США, который постановил: федеральное законодательство, разрешающее овербукинг, соответствует Конституции, но авиакомпании, прежде чем отказывать пассажиру в перевозке, должны поискать добровольцев, согласных уступить ему место (правило действует в отношении рейсов, которые насчитывают не менее 30 пассажиров).

Это положение является центральным в нормах овербукинга, которые действуют ныне как в Соединенных Штатах, так и других странах. В настоящее время уровень несостоявшихся из-за овербукинга перевозок составляет в США порядка 1 отказ на 10 тыс. пассажиров. Сейчас овербукинг легализован во всех развитых странах. Обычной практикой является предложение попавшему под овербукинг пассажиру ваучера, дающего льготы на дальнейшие путешествия.

 

Как это работает 

Объяснений тому, почему сторонники овербукинга поддерживают его, немало. Самое важное – это минимизация убытков. Чуть ли не на каждый рейс несколько человек, купивших билет, не приходят. Происходит это по разным причинам. Авиакомпаниям же, безусловно, выгоднее, чтобы самолеты летали полными. Сейчас, по некоторым подсчетам, в среднем, на рейс не приходят около 20% пассажиров. И, продавая больше билетов, перевозчики могут быть уверены, что в любом случае заполнят салон. Овербукинг, к тому же дает шанс пассажиру вылететь, даже если все билеты проданы – ведь авиакомпания будет заинтересована в его максимально скорой отправке, возможно, даже более высоким классом обслуживания, чем пассажир приобрел изначально.

Не стоит думать, что если человек попал под овербукинг, его проблемы всем безразличны. Как уже упоминалось выше, в США, например, пассажиру предлагают ваучеры на дальнейшие перелеты. Многие авиакомпании предоставляют дополнительные льготы или бонусы, так что существуют даже пассажиры, специально отказывающиеся от перелетов для получения выгоды.

Но и в принципе авиаперевозчики обычно пытаются минимизировать проблемы пассажира. Они принимают меры, чтобы доставить пострадавшего к месту назначения ближайшим самолетом, стараются возместить связанные с задержкой затраты (например, на еду и номер в гостинице). «Предложение Минтранса разрешить авиакомпаниям использовать овербукинг является неоднозначной темой, однако я вижу в этой инициативе больше положительных сторон, нежели каких-то отрицательных аспектов», – говорит генеральный директор компании Air Charter Service в России и СНГ Азат Мулгимов.

Для авиакомпаний, объясняет он, - это возможность продавать больше билетов и, тем самым, увеличить заполняемость самолетов. Что, в конечном итоге, положительно отразится и на пассажирах, так как способствует снижению роста стоимости авиабилетов. Кроме того, пассажиры могут получать бонусы, например, в качестве компенсации, компании порой предоставляют перелет в бизнес-классе по тому же направлению.

 

Российские реалии

Впервые идея узаконить овербукинг прозвучала на совещании по развитию авиаотрасли у председателя правительства Дмитрия Медведева в феврале текущего года. Позже за это высказались и главы крупных авиакомпаний, в частности, такие перевозчики как «Аэрофлот», «Сибирь» и «ЮТэйр». В то же время однозначно против овербукинга выступает «Трансаэро». Минтранс со своей стороны пообещал, что позиция по поводу легализации овербукинга будет сформирована по итогам общественного обсуждения проекта.

Справедливости ради надо отметить, что на сегодняшний день в России овербукинг в той или иной степени работает в большинстве авиакомпаний. Однако он скорее носит «дикий», неконтролируемый характер: ведь законодательно данная бизнес-практика не прописана. Это дает огромный простор для мошенничества, особенно небольшими авиаперевозчиками, создавая негативную окраску ситуации в глазах пассажиров. Так, кто-то пытается отправить пассажира другим рейсом, выдает талоны на еду, оплачивает гостиницу. А кто-то просто извиняется или даже не извиняется. Более того: есть широко распространенное мнение, что против овербукинга выступают тем авиакомпании в России, которые не хотят выплачивать пассажирам компенсации. 

Именно для решения этой проблемы Минтранс и предлагает узаконить происходящее. В министерстве считают, что законодательно прописанные нюансы овербукинга защзитят права пассажиров и смогут помочь переживающей кризис авиаотрасли. Так, например, гендиректор «Аэрофлота» заявлял, что  овербукинг мог бы добавить порядка 7% к годовым доходам перевозчика (то есть около 450−500 млн долларов в год).

В законопроекте, который сейчас обсуждает общественность, Минтранс предлагает установить размер компенсации пассажирам, попавшим под действие закона об овербукинге, на уровне от 12 тыс. до 28 тыс. рублей.  Также объем компенсаций могут привязать ко времени, на которое будет задержан вылет «лишнего» пассажира. Если время задержки прибытия пассажира в аэропорт назначения составило более двух часов, но менее шести часов, то объем компенсации составит 12 тыс. рублей. Для задержек от шести до 12 часов компенсация составит 18 тыс. рублей, а от 12 до 24 часов - 21 тыс. рублей.

За ожидание вылета более суток пассажир получит 28 тыс. рублей, уточняют «Известия» со ссылкой на  письмо директора департамента госполитики в области гражданской авиации Минтранса Светланы Петровой президенту Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимиру Тасуну. Также при «сверхбронировании» авиакомпания обязана предложить пассажиру альтернативный маршрут, и в случае если он пассажира устраивает, ему выплачивается только компенсация, а если нет - то и компенсация, и стоимость авиабилета. При этом перевозчик освобождается от выплаты компенсации в случае, если он уведомит пассажира о перебронировании за две недели до даты рейса.

В целом овербукинг в России пока не очень выгоден пассажирам, поскольку законодательно не прописано, на какую компенсацию они могут рассчитывать, а также сроки выплаты данной компенсации, указывает советник председателя президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Денис Рассомахин. Но теперь он может быть введен в скором времени, так что требуется полноценная проработка законодательства, чтобы не возникла социальная напряженность и недовольство. Само же по себе введение овербукинга, считает эксперт, смогло бы уравнять конкурентные преимущества российских и иностранных компаний.

 

Неожиданный ракурс

Есть в этой истории и еще одна сторона, мало заметная неискушенному читателю. Более того: очень неожиданная сторона, о которой мало кто задумывается, – экологическая. Овербукинг поможет бережнее относиться к окружающей среде, так как позволит повысить коммерческую загрузку рейсов, ведь авиаперевозчики смогут выполнять меньшее количество рейсов на маршруте. Соответственно при полной коммерческой загрузке судна удельное количество потребленного топлива, а следовательно и выбросов СО2 в пересчете на одного перевезенного пассажира, естественно окажется ниже, чем при неполной загрузке самолета.

Надо понимать, что количество выбросов в атмосферу углекислого года постоянно растет, как растет и количество авиаперевозок. По данным «Аэрофлота», выбросы самолетов компании за период с 2009 по 2013 год составили порядка  24 037 270 тонн CO2. При этом в 2009 году показатель составлял 3 395 473 тонн, а в 2013-м – уже почти в два раза больше, 6 224 485 тонн.

Но кроме просто экологической составляющей, есть тут и бизнес-моменты. Стоит понимать, что сейчас большинство мировых стран борется с изменениями климата и вредными выбросами в атмосферу, и в числе основных способов борьбы – повышение налогов на подобные выбросы. Так что снижение количества неэффективных с точки зрения пассажиропотока рейсов будет выгодно авиаперевозчикам, особенно летающим в Европу и США, где требования к экологичности полетов растут постоянно.

 

Требуются гарантии

Поскольку Минтранс анонсировал рассмотрение законопроекта, с учетом общественного мнения, он, по всей вероятности, будет принят. И сейчас самой важной проблемой для пассажиров остаются гарантии соблюдения их прав, ведь, получив законодательное разрешение использовать овербукинг, авиаперевозчики могут начать злоупотреблять им, и обиженных пассажиров станет в разы больше. Кроме существенных компенсаций, полагает Денис Рассомахин, необходимо продумать и механизм определения пассажиров, которые не попадут на рейс – будет ли это решение добровольным или компании будут определять «лишних» пассажиров самостоятельно.

Тут также может помочь та самая пресловутая зарубежная практика: как отмечает руководитель проектов аутсорсинг-компании «Интеркомп» Валентин Островский, там детально прописано, какие права имеют пассажиры, попавшие под овербукинг. Стоит отметить, что компенсации при пересадке на другой рейс довольно значительные. Так, в США пассажиры, которые были пересажены на другой рейс и улетели, например, на час позже, имеют право получить право на двукратную компенсацию полета. В странах ЕС в случае овербукинга пассажирам выплачивается на менее 125 евро, иногда размеры компенсаций доходят и до 600 евро.

Овербукинг выгоден сейчас, прежде всего, авиакомпаниям, полагает Валентин Островский. Ведь по статистике, практически на каждый рейс не попадают несколько человек, купивших билеты. И чтобы этот механизм был выгоден пассажирам, необходимо законодательно четко прописать варианты компенсаций – это могут быть как немаленькое материальное возмещение или возможность получения бонуса на следующие перелеты авиакомпании, так и выплаты за еду или номер гостинице, если рейс задерживается надолго. Кроме того, авиаперевозчики должны стремиться отправить пассажира самым ближайшим рейсом, даже если этот перелет осуществит компания-конкурент. Если пассажиры будут четко знать, на что имеют право при овербукинге, то, возможно, будут находиться пассажиры-добровольцы, для которых время вылета не слишком принципиально, и они будут готовы добровольно подождать.

В целом законодательное закрепление овербукинга в России чревато непредсказуемыми последствиями, возражает адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро ЕМПП Сергей Егоров. Количество регулярных рейсов и пассажиропоток в России в целом в разы меньше, чем в США и Европе. Если там имеется возможность посадить пассажира на попутный рейс в течение пары часов, то в России такой возможности можно ждать днями. Овербукинг как стратегия продажи товаров и услуг противоречит основным законодательным актам РФ, в частности Гражданскому Кодексу РФ. По сути он напоминает лотерею: пассажир заплатил за услугу (перелет), но может ее не получить и это будет законно.

Представляется справедливым, чтобы пассажир имел выбор: либо купить невозвратный билет, но при этом быть уверенным в том, что он гарантированно улетит при любых обстоятельствах. Либо купить билет несколько дешевле или с возможностью отказа от полета и получением обратно денег за билет полностью, но с предупреждением о том, что на такие билеты распространяется правило овербукинга. Также разумно, полагает эксперт, чтобы при отсутствии возможности выбора при покупке билета (о чем пока нет речи в законопроекте) правило овербукинга не распространялось на некоторые категории пассажиров, которым было бы объективно затруднительно ждать в аэропорту следующего рейса: например, вылетающие с несовершеннолетними детьми семьи, пожилые люди, трансфертные пассажиры.

В любом случае, заключает Сергей Егоров, размер компенсации за недопуск к полету должен быть настолько существенным, чтобы авиакомпании сами стремились сократить количество таких случаев до разумного минимума. В целом овербукинг позволяет финансово поддержать в целом гражданскую авиацию ее же внутренними ресурсами. Теоретически, это может позволить авиакомпаниям снизить цены на авиабилеты и освоить новые маршруты.

И все же законодательное введение овербукинга - наиболее перспективное в сложившихся экономических условиях развитие событий, которое может принести существенные выгоды как пассажиру, так и авиакомпании. Пассажир получает дополнительные выгодные возможности для дальнейших перелетов, а авиакомпания избавляется от тяжб и более существенных затрат. Так или иначе, но инициатива по законодательному введению овербукинга может заработать уже во втором квартале следующего года.



Вернуться назад