{headers} Полит Информ > Версия для печати > Участие вооружённых сил Швеции в операциях за пределами национальной территории (2014)
Главная > Армия и конфликты > Участие вооружённых сил Швеции в операциях за пределами национальной территории (2014)

Участие вооружённых сил Швеции в операциях за пределами национальной территории (2014)


7-10-2014, 08:47.

Полковник К. Петров

Руководство Швеции рассматривает деятельность по предотвращению, локализации и созданию условий для урегулирования конфликтов в различных регионах мира под эгидой НАТО, ЕС и ООН в качестве одного из важнейших направлений своего военно-политического курса. При этом в Стокгольме полагают, что участие шведских воинских контингентов в операциях по урегулированию кризисных ситуаций за пределами национальной территории способствует значительному укреплению международного авторитета страны и позволяет оказывать непосредственное влияние на выработку международным сообществом решений в сфере безопасности. Кроме того, такого рода опыт предоставляет существенные возможности по повышению уровня подготовки национальных ВС к действиям в составе коалиционных группировок (сил) и достижению ими наиболее полной совместимости со стандартами ведущих армий мира, в первую очередь Соединенных Штатов.

Основными документами, регламентирующими порядок прохождения службы в вооруженных силах Швеции и задействования военнослужащих в операциях за рубежом, являются законы "О тотальной обороне", "О всеобщей военной службе", "О дисциплинарной ответственности", "Об улучшении условий прохождения службы в системе тотальной обороны", "О прохождении контрактной службы на первичных должностях", "О льготах для служащих в тотальной обороне".

Направленность военной политики государства на активное участие в международной миротворческой деятельности нашла отражение в подготовленной в 2011 году главным командованием ВС Швеции новой версии "Военно-стратегической доктрины".

Начиная с 2010 года в рамках реформирования национальных вооруженных сил планово реализуются мероприятия по значительному повышению и развитию их экспедиционных возможностей, а также по созданию подразделений, максимально адаптированных к участию в миротворческих операциях за рубежом.

Одновременно руководство Швеции в тесном сотрудничестве с другими государствами совершенствует комплексную подготовку военнослужащих и гражданского персонала ВС к широкому задействованию в международной миротворческой деятельности. Так, в соответствии с планами оперативной боевой подготовки вооруженных сил Скандинавской страны в 2013 году было проведено 45 мероприятий, основной целью которых стала отработка вопросов совместного применения в операциях по урегулированию кризисных ситуаций в составе многонациональных группировок войск (сил).

Согласно постановлению шведского правительства от 2008 года национальные вооруженные силы должны быть готовы ежегодно выделять до 2 тыс. военнослужащих для участия в международных и национальных операциях. С учетом этого предусмотрено создание одновременно не более четырех воинских контингентов, один из них которых является формированием батальонного уровня, остальные - ротного.

Решение о направлении подразделений шведских ВС в зоны конфликтов принимает руководство страны отдельно в каждом конкретном случае в зависимости от складывающейся военно-политической обстановки и степени риска для жизни военнослужащих. При этом правительство без согласования с парламентом (риксдагом) имеет право отправлять за рубеж для участия в международных операциях воинские контингенты численностью до 2 тыс. человек.

Если требуется направление подразделений большей численности, то необходимо принятие риксдагом отдельного решения. Кроме того, одобрение парламента обязательно, в случае (независимо от количества направляемых за границу солдат и офицеров) когда ожидается их участие в операциях по принуждению к миру, то есть фактически в боевых действиях ограниченного масштаба.

Формирование и подготовка отправляемых за пределы национальной территории военнослужащих осуществляются на базе учебных центров ВС Швеции, основными из которых являются:
- международный центр подготовки ВС SWEDINT (г. Кунгсэнген), который выпускает специалистов для командных и штабных должностей, а также советников, инструкторов и наблюдателей в составе миротворческих миссий;
- медицинский центр ВС (г. Гетеборг);
- школа военных переводчиков (г. Уппсала);
- центр разминирования системы тотальной обороны SWEDEC (г. Экше);
- центр РХБЗ системы тотальной обороны (г. Умео).

Следует отметить, что программы обучения различаются и в каждом конкретном случае имеют свои особенности. В частности, подготовка очередных кон-тингентов перед отправкой в состав группировки Международных сил содействия безопасности (МССБ) в Афганистане осуществляется в течение шести месяцев. Она включает обучение военнослужащих по индивидуальной и групповой программам в местах постоянной дислокации, подготовку специалистов в международном центре подготовки ВС SWEDINT и специализированных центрах ВС Швеции, а также проведение совместного итогового учения на полигоне Тофта (о. Готланд).

Одновременно с активизацией своей военной политики на миротворческом направлении Стокгольм, заявляя о вне-блоковом статусе страны, последовательно наращивает политическое, военное и военно-техническое сотрудничество с НАТО в масштабах, выходящих на уровень "привилегированного партнерства".

Так, в конце 2013 года парламент Швеции утвердил предложение правительства об участии национальных воинских формирований в составе резервных компонента сил первоочередного задействования НАТО (СПЗ, response forces pool) на двухлетний период (2014-2015).

В соответствии с решением риксдага в текущем году в СПЗ выделены авиационная группа (восемь тактических истребителей JAS-39 "Грипен"), минный тральщик типа "Костер" и 120 военнослужащих. В 2015 году планируется предоставить аналогичное по составу авиаформирование (восемь JAS-39 "Грипен") и совместную с Финляндией амфибийную роту, на 2016-й - авиагруппу (восемь JAS-39 "Грипен") и один механизированный батальон, а на 2017-й - два корвета типа "Висбю".

В последнее время шведское руководство особое внимание уделяет миротворческой деятельности в Северной Африке, на Ближнем Востоке и Балканах. При этом наблюдается устойчивая тенденция смещения приоритетов задействования национальных ВС в сторону участия в кризисных операциях под руководством ЕС и НАТО.

Так, в 2013 году воинские контингенты страны принимали участие:
- в операциях НАТО в Афганистане и Косово (основной контингент выведен в октябре, продолжено участие только штабными офицерами в составе международного штаба);
- в операции ВМС стран ЕС "Аталанта" по борьбе с пиратством в северо-западной части Индийского океана (апрель-август) и операции многонациональной группировки войск (сил) государств ЕС в Боснии и Герцеговине "Алтея" (штабные офицеры);
- в миротворческой операции ООН в Мали (MINUSMA) (штабные офицеры);
- в международной операции ООН/ОЗХО по ликвидации запасов химического оружия в Сирии (один военно-транспортный самолет С-130);
- в гуманитарной операции ООН по оказанию помощи Филиппинам в ликвидации последствий стихийного бедствия (ноябрь-декабрь 2013 года, два ВТС С-130).

Кроме того, шведские военнослужащие были задействованы в комиссии наблюдателей из нейтральных стран на Корейском п-ове (NNSC), а также в миссиях ООН и ЕС, таких как: ООН в Афганистане (UNAMA); ООН на Ближнем Востоке (UNTSO); ООН Индия-Пакистан, в штате Джамму и Кашмир (UNMOGIP); ООН в ДР Конго (MONUSCO); ООН в Южном Судане (UNMISS); ЕС по подготовке сил безопасности Сомали (EUTM Somali); ЕС по подготовке личного состава ВС Мали (EUTM Mali).

В настоящее время шведские военнослужащие несут службу в следующих международных операциях и миссиях:
- операция Международных сил содействия безопасности (МССБ) в Афганистане -195 человек;
- международная операция НАТО в Косово - пять штабных офицеров в составе международного штаба;
- операция многонациональной группировки войск (сил) государств ЕС в Боснии и Герцеговине "Алтея" - два штабных офицера;
- миротворческая операция ООН в Мали (MINUSMA) - пять человек;
- наблюдательная миссия ООН в Афганистане (UNAMA) - три человека;
- наблюдательная миссия ООН на Ближнем Востоке (UNTSO) - шесть человек;
- наблюдательная миссия ООН Индия-Пакистан в Кашмире (UNMOGIP) - пять человек;
- наблюдательная миссия ООН в Демократической Республике Конго (MONUSCO) - четыре человека;
- наблюдательная миссия ООН в Южном Судане (UNMISS) - пять человек;
- комиссия наблюдателей из нейтральных стран на Корейском п-ове (NNSC) -пять человек;
- миссия ЕС по подготовке сил безопасности Сомали (EUTM Somali) - один человек (в ближайшее время будет увеличена до 15 военнослужащих);
- миссия ЕС по подготовке личного состава ВС Мали (EUTM Mali) - 10 человек.
Всего в подобных мероприятиях принимают участие 275 шведских военнослужащих и гражданских специалистов.

С 2001 года страна принимает участие в составе МССБ в Афганистане. На современном этапе шведские военнослужащие выполняют задачи в северном регионе страны и дислоцируются на национальной базе "Кемп нозерн сан", международной базе "Кемп мармаль" (обе близ г. Мазари-Шариф). На данный момент контингент ВС Швеции возглавляет объединенное воинское подразделение содействия переходу "Скандинавия-Балтика" (Transition support unit Nordic Baltic). В его состав входят также отдельные группы, выполняющие самостоятельные задачи (авиационное транспортное, поисково-спасательное и медицинское обеспечение, МТО, подготовка национальных баз к передаче афганским силам безопасности, а ВВТ и имущества - к транспортировке в Швецию). Всего 195 военнослужащих.

Кроме того, база "Кемп нозерн сан" готовится к закрытию и передаче в середине 2014 года афганским силам безопасности.

Национальный контингент шведских ВС в Афганистане включает следующие элементы:

- Воинский контингент (FS-26, Fortsattningsstyrka - силы усиления), представленный сводным батальоном в составе многонационального штаба, разведывательной и штабной рот, оперативной группы в рамках регионального оперативного координационного центра (OCC-R - Operational Coordination Center-Region), - всего 45 человек. Часть военнослужащих занимают посты в региональном и главном штабах группировки в городах Мазари-Шариф и Кабул, а также в других афганских государственных структурах в качестве советников.

- Авиационный вертолетный компонент SAE ISAF UH60 (Swedish Air Element) представлен вертолетным отрядом, поисково-спасательными и медицинским отделениями. В нем насчитывается четыре вертолета UH-60M "Блэк Хок" и около 40 человек.

- Группа обеспечения вывода ВВТ и имущества - OS3 (Omstruktoreringsstyrka), включающая около 80 военнослужащих. Основная задача данного подразделения -демонтаж оборудования, подготовка и отправка имущества, а также ВВТ в Швецию. Оно расквартировано на базах "Кемп нозерн сан" и "Кемп мармаль".

На вооружении шведского контингента состоят:
- БМП CV-90 (заскладированы на случай ухудшения ситуации с безопасностью в районе ответственности, без экипажей, вывод намечен на середину 2014 года) - до 10 единиц;
- БТР ХА-203 - до 20 единиц;
- сочлененные гусеничные БТР BVS-10 - около 10 единиц;
- бронированные патрульные машины RG-32 -свыше 100 единиц;
- автомобильная и специальная техника - около 100 единиц.

Сокращение численности воинского контингента и его вывод из Афганистана (в июне 2014 года) проводились в соответствии с разработанным главным командованием ВС планом. Для транспортировки ВВТ и имущества использовались военно-транспортные самолеты С-130 национальных ВВС и самолеты С-17 по международной программе НАТО "Стратегические воздушные переброски" (Strategic Airlift Capability - SAC).

Необходимо отметить, что ВС Швеции не планируют по завершении операции передавать афганской стороне или реализовывать в регионе вооружение, военную и специальную технику. В дальнейшем руководство страны намерено принять участие в учебно-тренировочной миссии НАТО "Решительная поддержка" в Афганистане. При этом предполагается направлять шведских военнослужащих в качестве советников и инструкторов, а также привлекать гражданских специалистов и сотрудников охраны для оказания помощи в подготовке афганских сил безопасности (армии, органов разведки, полиции), а также для содействия гражданским властям на различном уровне.

В настоящий момент численность, состав, порядок размещения и обеспечения планируемых к включению в учебно-тренировочную миссию шведских контингентов обсуждаются в соответствующих комитетах риксдага.

В операции Евросоюза "Алтея" в Боснии и Герцеговине от шведских вооруженных сил задействованы два штабных офицера из главного штаба командования операции (г. Сараево). Страна также периодически направляет в состав контингента тренировочные группы (mobile training teams) для подготовки персонала ВС БиГ по вопросам разминирования и утилизации боеприпасов.
Швеция участвует в операции НАТО в Косово с 1999 года. В 2013 году в крае был развернут последний национальный воинский контингент (KS-27). Шведские военнослужащие дислоцировались на территории лагеря главного командования КФОР "Фильм сити" в городах Приштина и Граканица и выполняли миротворческие задачи в центральной части Косово. При этом Швеция возглавляла "Объединенное региональное подразделение - Центр" (Joint Regional Detachment-Centre, JRD-C) и региональную группу по связи (Regional Liason and Monitoring Team - RLMT), а также две группы по связи (Liason and Monitoring Team - LMT) - C2 и C5.

Шведский контингент включал: штаб, группу советников (Security Sector Reform - SSR) и группу офицеров штаба главного командования КФОР, штабной и пехотный взводы, а также отдельную группу разминирования (всего около 60 военнослужащих).

Подразделения ВС Швеции завершили выполнение задач в Косово 20 октября 2013 года, а вывоз вооружения, техники и имущества из края был кончен 15 декабря.

На вооружении шведского контингента в крае состояли: БТР ХА-203 (до 10 единиц); легкобронированные патрульные машины (около 20); специальная и автомобильная техника (до 40 машин).

Шведский военно-морской контингент МЕ03 был задействован в операции стран ЕС "Аталанта" по борьбе с пиратством в северо-западной части Индийского океана в период с 6 апреля по 6 августа 2013 года. Его основными задачами являлись обеспечение безопасности гражданского судоходства и рыболовного промысла в районе операции, а также проведение специальных мероприятий по поиску и обезвреживанию вооруженных групп пиратов.

Подразделение национальных ВМС, насчитывавшее около 160 военнослужащих, организационно состояло из следующих элементов:
- корабль управления и обеспечения "Карлскруна" (бортовой номер Р04) с
экипажем численностью 139 человек, в том числе военнослужащих досмотровой и медицинской групп, располагает авиационной вертолетной группой в количестве двух вертолетов А-109 "Аугуста";
- группа обеспечения и поддержки в г. Джибути - 12 человек;
- группа штабных офицеров - шесть человек.

Предполагается, что в ближайшее время приоритеты Стокгольма в сфере международного кризисного урегулирования не претерпят существенных изменений. Основное внимание будет уделяться международной деятельности в Афганистане, регионах Восточной Африки и Ближнего Востока. В дальнейшем не исключается смещение акцента на Центральную и Западную Африку. При этом наиболее вероятным в ближайшей перспективе выглядит продолжение/ начало участия страны в следующих операциях и миссиях:
- миссия ЕС по подготовке сил безопасности Сомали (EUTM Somali);
- миссия ЕС по подготовке личного состава ВС Мали (EUTM Mali);
- операция ЕС в Центральноафриканской Республике (EUFOR RCA);
- операция ВМС стран ЕС ."Аталанта" по борьбе с пиратством в северо-западной части Индийского океана (EUNAVFOR Somalia). Решение об этом будет принято в конце 2014 - начале 2015 года.

В целом руководство Швеции стремится направлять национальные воинские контингенты для участия в наиболее значимых операциях кризисного урегулирования, проводимых под эгидой НАТО и ЕС, в целях усиления своего политического влияния на выработку решений в сфере международной безопасности. Кроме того, в Стокгольме рассматривают участие подразделений шведских ВС в операциях за пределами национальной территории как возможность для продвижения продукции военного назначения собственного производства на мировой рынок вооружений.



Вернуться назад