{headers} Полит Информ > Версия для печати > Как Киев и Кишинёв выработали тактику борьбы с Приднестровьем и обмана Москвы
Главная > Политика > Как Киев и Кишинёв выработали тактику борьбы с Приднестровьем и обмана Москвы

Как Киев и Кишинёв выработали тактику борьбы с Приднестровьем и обмана Москвы


22-07-2015, 15:45.

Затишье, наступившее после июньского визита вице-премьера Республики Молдова Виктора Осипова в Москву, в ходе которого молдавский дипломат встретился с вице-премьером Дмитрием Рогозиным,  оказалось недолгим. 25 июня Рогозин предложил Осипову заключить сделку, суть которой можно описать формулой: рынок для молдавских товаров в обмен на изменение позиции Молдовы по миротворцам. Кишинёв сперва согласился, но вскоре продолжил упрямо гнуть свою линию.

Московский торг и пробуждение ОБСЕ

О возможности заключения сделки рынок на миротворцев прессе поведал вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин. «На днях я встречался с исполняющим обязанности вице-премьера правительства Молдовы Виктором Осиповым. Мы сказали прямым текстом, что характер наших экономических и торговых отношений с Молдовой во многом будет зависеть от изменения их позиции в отношении российских миротворцев, ротации нашей военной группы, которая находится в Приднестровье»,  — сказал Рогозин, выступая в Госдуме. Рогозин добавил, что Москва проводит консультации с Кишинёвом и Тирасполем, надеясь к осени «ряд вопросов разблокировать».

Далее из Приднестровья последовало заявление о готовности «выстраивать конструктивные отношения и с Кишинёвом, и с Киевом для того, чтобы деблокировать экономику».

8 июля в Тирасполь после визита в Брюссель, Москву, Киев и Кишинёв  прибыл спецпредставитель ОБСЕ Радойко Богоевич, который активно включился в процесс оживления переговорного формата «5+2». По итогам беседы с главой Приднестровья Евгением Шевчуком спецпредставитель ОБСЕ заявил о намерении «способствовать всеми возможными способами» налаживанию прямого диалога между Молдовой и ПМР и работе в рамках отраслевых групп. Отдельно Богоевич заявил о том, что получил поддержку в Москве и Киеве.

В тот же день Евгений Шевчук принял у себя Чрезвычайного и полномочного посла РФ в Молдове Фарида Мухаметшина. В ходе встречи обсуждались социально-экономические проблемы, вызванные блокадой Приднестровья, и меры по поддержке ПМР, в том числе деятельность российского гуманитарного проекта АНО «Евразийская интеграция». А уже 9 июля Евгений Шевчук посетил Москву и встретился там с Дмитрием Рогозиным, который призвал главу республики и его коллег из Киева и Кишинёва отказаться от воинственной риторики и недружественных односторонних действий.

В целом же Москва все дипломатические силы направила на попытки усадить Кишинёв за один стол с Тирасполем. Впрочем, молдавские элитарии особого рвения в переговорном деле не проявляют, предпочитая играть и симулировать диалог.

Имитация переговоров

7 июля состоялась встреча Объединённой контрольной комиссии, в ходе которой обсуждались следующие вопросы:

  1. Свободы передвижения в Зоне безопасности. И тут же у сторон начались разногласия. Кишинёв под свободой передвижения понимает ликвидацию приднестровских блокпостов в Зоне безопасности, Тирасполь, естественно, категорически против, резонно замечая, что это приведёт к всплеску активности криминалитета и контрабанде оружия и наркотиков;
  2. Ремонта постов безопасности. Кишинёв выдвинул претензии к реформированию постов приднестровских правоохранителей в Зоне безопасности в 2014 году. Молдове не понравился ремонт постов сил безопасности.

Закончилась встреча безрезультатно: Молдова в очередной раз заблокировала утверждение плана основных мероприятий совместных миротворческих сил на 2015 г. В состав данного плана входит подготовка миротворцев, учения, проверка боеготовности, деятельность групп быстрого реагирования и военных наблюдателей.

В целом же позицию Молдовы по вопросу приднестровского урегулирования озвучил в интервью «Коммерсантъ» вице-премьер Молдовы Виктор Осипов:

  1. У Кишинёва нет ресурсов для войны с Приднестровьем;
  2. Переговорный процесс сорван из-за Тирасполя, а сама площадка «5+2»  «нерезультативна»;
  3. Цель переговорного процесса «5+2» — реинтеграция Молдавии и предоставление ПМР широкой автономии, а разговоры Приднестровья о необходимости «цивилизованного развода» противоречит сути формата «5+2»;
  4. Порядка 200 возбуждённых уголовных дел против приднестровских чиновников — не препятствие для переговорного процесса, а реакция в рамках закона на нарушения приднестровцами законодательства Молдовы. Закрыть уголовные дела невозможно, их фигурантов можно лишь амнистировать, но это дело отдельных переговоров;
  5. По российским миротворцам нужно разработать «более выверенный формат ротации»;
  6. Молдова разработала «меры по способствованию экспорта приднестровских товаров на европейские рынки» и направила список данных мер на согласование в Еврокомиссию;

В Тирасполе с позицией Молдовы ознакомились. МИД не счел целесообразным комментировать целый ряд откровенно недружественных и неправдивых тезисов, главный из которых — направленность формата «5+2» на реинтеграцию Молдовы.

Таким образом, позиция Кишинёва по Приднестровью один в один подобна подходу Киева к прочтению текста минских соглашений с их дальнейшими вольными интерпретациями и отступлениями от текста.

Тем временем Украина, с которой Москва переговоры о Приднестровье не ведёт, продолжает нагнетать истерию вокруг ПМР.

Позиция Киева: границу усилить и передать под контроль Кишинёву

8 июля, на совещании в Одессе с президентом Петром Порошенко глава госпогранслужбы Украины Виктор Назаренко заявил, что считает необходимым усилить охрану приднестровского участка границы и создать на нем инженерные сооружения, подобные тем, которые власти Украины возводят на границе с РФ. К перекрытию приднестровского участка украинской границы Киев привлёк дополнительно свыше 500 бойцов Нацгвардии и создаёт отдельную комендатуру быстрого реагирования, а за год отрыл 53 км. рвов на границе. «По-разному можно оценивать данные действия, но ров является препятствием для контрабанды», —  заявил Назаренко.

Кроме того, Киев планирует допустить на свои пункты пропуска на границе с Приднестровьем молдавских пограничников и таможенников, которые будут контролировать перемещение грузов и граждан Приднестровья через украинскую границу.

Надзирать за охраной границы уже начал украинский «Правый сектор», под брендом которого скрывает местный криминалитет, а в сети распространяются ложные новости об обстреле территории Приднестровья украинскими войсками и в очередной раз нагнетается истерия вокруг утверждённого годичного плана по воинскому призыву в Приднестровье, который выдаётся чуть ли не за всеобщую мобилизацию.

***

Таким образом, позиции сторон вокруг приднестровской проблемы следующие:

  1. Молдова, как чрезвычайно слабый в военном отношении субъект, играет роль «хорошего полицейского», задача которого — убедить или же принудить мягкими средствами как, например, аресты высокопоставленных чиновников Приднестровья на курортах, Тирасполь к разрыву отношений с Россией и переориентации экспортных потоков республики на страны Евросоюза. Отчасти изменить географию экспорта удалось в 2006 г., когда Украина решением министра иностранных дел Порошенко присоединилась к блокаде республики. Теперь же задача стоит в разрыве отношений с Россией;
  2. Роль «злого полицейского» уготована Киеву, который, если на то будет отмашка из Вашингтона, проведёт военную кампанию против Тирасполя. Пока же Киев медленно, но верно реализует политику по экономическому удушению Приднестровья, подталкивая местный бизнес к дальнейшей переориентации на рынки Европы;
  3. Россия до последнего будет пытаться разменять миротворцев и отдельную группировку войск в Приднестровье на доступ молдавских товаров на рынок РФ. Кишинёв будет на словах идти на встречу, затягивая переговоры и временами делать уступки, позволяя провести мелкие ротации. Однако существенно политика Кишинёва не изменится, так как позиция по Приднестровью выработана в Вашингтоне, а молдавские элитарии не обладают широким полем для манёвра. Задача Москвы — не допустить военного конфликта и заморозить обстановку на Днестре;
  4. Россия уже отказалась рассматривать Молдову как единую страны в торгово-экономическом плане: Гагаузия в отдельном порядке договаривается с Москвой о расширении поставок продовольствия, а Приднестровье для Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору является отдельной страной;
  5. Переходить к открытой агрессии будут лишь в том случае, если добиться мирным путём переориентации ПМР с России на ЕС и США не выйдет. Пока же для нового, не пророссийского, Приднестровья Вашингтон и Киев подбирают нового, ручного, лидера, которым, возможно, станет бывший глава республики Игорь Смирнов, давить на которого будут посредством бизнес-шантажа его корпорации «Шериф»;
  6. Евросоюз в военном конфликте не заинтересован, однако не будет иметь ничего против мирного поглощения ПМР Кишинёвом, потому отчасти в качестве меры давления на Молдову, отчасти из-за стеснённости в деньгах, ограничил финансовую помощь Кишинёву, «прозрев» от масштабов разворовывания грантов и помощи. Аналогичная тактика избрана и в отношении Гагаузии, которую постепенно будут румынизировать;
  7. Тирасполь, ориентируясь на Москву, будет пытаться решить конфликт мирным путём, однако параллельно предпримет меры по улучшению обороноспособности, доукомплектовывая воинские части;
  8. В случае поглощения Румынией Молдовы, на что дана отмашка Бухарестом, Москва признает независимость Приднестровья.


Вернуться назад