{headers}
Главная > Политика > Зачем в действительности сокращать число партий-«льготников»?
Зачем в действительности сокращать число партий-«льготников»?9-10-2014, 10:38. |
Предложение сократить число «партий-льготников» на выборах в Госдуму проправительственные публицисты объясняют желанием стимулировать работу партий в регионах, а оппозиционные – намерением властей не позволить своим оппонентам попасть в парламент. Пока такая инициатива не обсуждается официально. Но если она будет поддержана Кремлём, то совсем по причинам, чем те, что ныне приводятся в СМИ. Для начала напомним, что сегодня «льготниками», освобожденными от сбора подписей на выборах в Госдуму, являются партии парламентские, набравшие более 3% голосов на последних думских выборах, либо представленные хотя бы в одном региональном заксобрании. Сейчас партий, отвечающих этим требованиям, 14. Считающийся близким к Кремлю Институт социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) Дмитрия Бадовского еще летом 2014 года предлагал ужесточить требованиям к партиям-«льготникам». Позже была подготовлена аналитическая записка «Система квалификации партий на выборы в Государственную думу РФ», в которой такие предложения повторялись вновь. Если подобные идеи будут поддержаны официально, то право не собирать подписи для участия в думских выборах получат лишь те непарламентские партии, что представлены в двух или трех заксобраниях.
Вопрос в том, действительно ли идеи сокращения числа партий-«льготников» появились исключительно для сдерживания федеральной оппозиции? Из радикальных оппозиционеров под удар из-за подобных изменений попадает только РПР-ПАРНАС (на данный момент, представлена лишь в одном заксобрании – Ярославской области). Однако на выборах по пропорциональной системе либералам и в лучшие времена было трудно добиться успеха, хотя бы учитывая высокую конкуренцию на этом фланге. И не так много регионов, где внесистемные либералы могут выставить сильных кандидатов в одномандатных округах. Зато более жесткие требования к партиям, автоматически допускаемым к парламентским выборам, создадут проблемы силам, размывающим электорат системной оппозиции (от «Коммунистов России» до «Гражданской силы», которые представлены в заксобрании только одного региона). Однако именно от таких партий выдвигались в органы власти представители старых региональных элит. Политики такого толка, как правило, конфликтуют не с Кремлем, а властями своего региона. Поэтому и баллотироваться будут не под флагом жесткой оппозиции, а от умеренных критиков Кремля и сил с максимально размытой идеологией.
Таким образом, если Кремль поддержит сокращение числа партий-«льготников», то сделает это для сдерживания не столько федеральной оппозиции, сколько старых региональных элит. Переформатирование регионального политического пространства – одна из важнейших задач, которая решалась в «нулевые» и власти вряд ли будут забывать об этой сфере сегодня. Вернуться назад |