Главная > Геополитика > Реализация национальных интересов в Арктике

Реализация национальных интересов в Арктике


20-09-2015, 07:08.

161213ob

Арктика занимает одно из важнейших мест в мировой политике, в первую очередь за счет огромных природных богатств, а также логистических возможностей. С начала 2000г. изменения, происходящие в Арктике, приобретают глобальный характер, выражающийся в том, что эти изменения напрямую влияют на мировые интеграционные процессы основных субъектов мировой политики. В связи с возрастанием геополитического значения Арктики одновременно актуальной становится необходимость системного подхода к постановке и разрешению проблем Севера, включающего сотрудничество в области охраны окружающей среды, учета интересов коренных народов; в транспортно-логистических, военных и научных исследованиях. Растущее значение Арктики связано также с ростом его военно-стратегической роли в глобальной политике благодаря богатству природных ресурсов и формированию международных транспортных коридоров.

 

Арктика все в большей степени становится элементом глобальной политики, базирующейся на межправительственном и межрегиональном сотрудничестве, новых формах взаимодействия коренных народов, региональных правительств, а также неправительственных, научных, образовательных и культурных организаций. Ориентация на социальную стабильность и экологическую устойчивость обусловливает новый геополитический подход, связанный с особым местом Арктики на международной арене, особенно в экологических вопросах. Быстро возрастающее значение Арктики требует от мирового сообщества разработки принципиально новой парадигмы ее развития, направленной на обеспечение устойчивого развития полярных территорий. Интеграция Арктики в глобальное политическое и экономическое пространство связана с решением важнейших задач освоения полярного региона.

Среди них – рациональное размещение производственных отраслей (прежде всего нефтегазовой отрасли), отвечающее новым территориальным, экономическим и демографическим условиям; защита и восстановление окружающей среды (включая уникальные природные комплексы); охрана традиционных форм жизнедеятельности коренных народов Арктики, их права на промыслы, на закрепление за ними природных комплексов, с которыми связаны проживание этих малочисленных народов и традиционные формы их занятий. В последние годы Россия приступила к активному хозяйственному освоению своих северных территорий, включая добычу углеводородов, а также развитию Северного морского пути (СМП), который все в большей степени становится альтернативой традиционным маршрутам из Европы в Азию.

В пределах Арктики расположены территории, континентальные шельфы и особые экономические зоны восьми арктических государств - России, Канады, США (Аляска), Норвегии, Дании (Гренландия и Фарерские острова), Финляндии, Швеции и Исландии. Важнейшим направлением является реализация Государственной программы по развитию Арктической зоны РФ (АЗРФ), основными направлениями реализации которой станут содействие комплексному социально- экономическому развитию АЗРФ, стимулирование развития приоритетных направлений экономического роста указанной зоны, а также обеспечение ее экологической безопасности. Цель государственной программы – ускорение экономического и социального развития страны с помощью вовлечения природного и эволюционного потенциала АЗРФ, основанное на принципах природосбережения и рационального использования ресурсов.

Задачи государственной программы состоят в реализации масштабных инвестиционных проектов в АЗРФ; создании глобальных систем транспортной, энергетической и информационно-коммуникационной инфраструктур, систем обеспечения комплексной безопасности жизнедеятельности, экологической безопасности и мониторинга; создании и развитии локальных систем жизнеобеспечения в Арктической зоне Российской Федерации; жизнеобеспечения в АЗРФ; формирование нормативной, организационной и научно-технической базы для развития Арктической зоны и совершенствования системы государственного управления. Таким образом, программа призвана стимулировать развитие инфраструктуры арктического региона, где СМП играет исключительную роль в активизации производственных сил, обеспечивая своевременную доставку топлива, продовольствия и промышленных товаров в труднодоступные районы Крайнего Севера. Принятая в феврале 2013 года Стратегия развития АЗРФ признает значение нефтегазовой отрасли как локомотива экономического развития Севера. Правительство намерено поддержать проекты «Газпрома» и «Роснефти» и подготовило изменения в действующий Налоговый кодекс.

Благодаря новациям госкомпании смогут рассчитывать на преференции и неизменность фискального режима в течение длительного времени, что способствует привлечению иностранных инвестиций. Но для масштабной добычи углеводородного сырья на шельфе потребуются, кроме того, серьезная модернизация судостроения и наращивание объемов геологоразведки. Сегодня, несмотря на сложную международную обстановку в связи с принятыми против РФ санкциями, Россия как крупнейшая по территории и минерально-ресурсным запасам мировая держава, а также одна из арктических стран, имеет уникальную возможность использовать для полномасштабного освоения данных запасов, в условиях дефицита собственных средств, избыточные финансовые, технологические и прочие ресурсы стран АТР, привлекая их к совместной разработке месторождений углеводородов на российском арктическом шельфе, к модернизации существующих и строительству новых международных морских портов на всем протяжении Северного морского пути.

В.Ф. Богачев, д.э.н., профессор (Мурманский государственный технический университет)



Вернуться назад