{headers} Полит Информ > Версия для печати > Зачем президент Румынии объявил войну «Лукойлу»
Главная > Аналитика > Зачем президент Румынии объявил войну «Лукойлу»

Зачем президент Румынии объявил войну «Лукойлу»


12-10-2014, 10:34.

9 октября президент Румынии Траян Бэсеску выступил с предельно жёстким заявлением по ситуации, сложившейся вокруг НПЗ «Петротел-Лукойл». Бэсеску обвинил руководство «Лукойла» в «шантаже» и «давлении», потребовав от правительства национализировать предприятие, если «Лукойл» не возобновит его работу. По словам президента Румынии, российская компания «должна задуматься над тем, что она может полностью исчезнуть с румынского рынка». Более того, Бэсеску заявил, что при национализации НПЗ «Лукойл» получит лишь ту сумму, которую заплатил при покупке завода.

Осуществляется тщательно спланированный сценарий. Неделю назад активы «Петротела» были заблокированы по требованию румынской прокуратуры, а когда завод был вынужден приостановить работу, Бэсеску фактически обвинил «Лукойл» в саботаже. Помимо НПЗ, «Лукойл» владеет сетью из 330 АЗС и осуществляет шельфовые проекты на Чёрном море. В 1998 г. «Лукойл» приобрёл «Петротел» за 53 млн долл., и сейчас его цена в десятки раз выше. Поэтому угрозы Бэсеску выгнать российскую компанию из страны, предоставив незначительную компенсацию, ставят «Лукойл» в крайне затруднительное положение.

Бэсеску ссылается на то, что Румыния является «правовым государством», а её судебная и правоохранительная система независима от политического влияния. Этот аргумент часто используется Бэсеску во внутриполитической борьбе и для «внешнего употребления». Но фактически степень контроля президента над судебной и правоохранительной системой очень высока. С учётом того, что у главы государства весьма ограниченные полномочия в отношениях с правительством, отношения с силовыми структурами стали главным инструментом влияния Бэсеску внутри страны.

С 2004 г. Бэсеску назначил более трёх тысяч судей и прокуроров. Его противники часто сталкиваются с давлением правоохранительных органов, причём его жертвами становятся, в первую очередь, не «рядовые» политики, а действительно влиятельные лица. Так, тюремный срок получил Адриан Нэстасе — бывший премьер-министр и главный соперник Бэсеску на выборах 2004 г. (Эта история полностью «симметрична» отношениям Виктора Януковича и Юлии Тимошенко в 2010 — 2011 гг., но, в отличие от последней, не вызвала критики на Западе).

При Бэсеску были осуждены три румынских олигарха — Джиджи Бекали, Сорин Овидиу Вынту и Дан Войкулеску. Все они обладали значительным влиянием на политические партии и СМИ. Ещё один олигарх — Дину Патричиу — обвинялся властями, но смог избежать заключения. В тюрьме оказался также ряд влиятельных политиков (Дан Дьяконеску, Кэтэлин Войку и др.), а многие другие политические деятели сталкиваются с постоянным давлением со стороны силовых структур.

Все эти политики и деятели бизнеса относились к числу политических оппонентов Бэсеску. Из его сторонников подобные меры не коснулись никого. Это даёт все основания говорить о том, что Бэсеску фактически контролирует работу румынских правоохранительных структур. В политической элите Румынии это вызывает сильное недовольство: парламент дважды объявлял Бэсеску импичмент (в 2007 и 2012 гг.), но президенту оба раза удалось восстановить свои полномочия. Эта ситуация была бы невозможной, если бы Бэсеску не пользовался полной поддержкой США, занимающих его сторону в любых конфликтных ситуациях внутри страны. Из всех бывших стран ОВД Бэсеску проводит, пожалуй, наиболее ярко выраженный проамериканский курс, сравнимый с политикой Польши при братьях Качиньских. Так, при Бэсеску в Румынии появились американские военные базы и были достигнуты договорённости о размещении систем ПРО. В эту же логику вписывается и демонстративная критика России по любому поводу. Такая политика отвечает националистическим чувствам Бэсеску: его неприятие России настолько сильно, что он признавался, что на месте маршала Антонеску в 1941 г. тоже напал бы на СССР в союзе с Гитлером.

Российские инвестиции в Румынии до недавнего времени оставались практически единственной сферой российско-румынских отношений, не испытавшей значительного влияния политических противоречий. Но сейчас России бросили вызов и в этой сфере, руководствуясь сугубо политическими соображениями.

Президент Бэсеску крайне заинтересован в том, чтобы премьер-министр Виктор Понта не победил на президентских выборах, которые состоятся в следующем месяце. В случае победы Понты на выборах действующему президенту может грозить уголовное преследование, инициированное теми, кто больше всего пострадал за годы его правления (На данный момент Траяна Бэсеску уже подозревают в причастности к коррупционному делу, по которому арестован его брат Мирча Бэсеску, а еще одним фигурантом выступает зять румынского президента Раду Прикоп. 25 июня этого года парламент Румынии 344 голосами «за» при 17 воздержавшихся и ни одном голосе «против» принял декларацию, в которой потребовал от Траяна Бэсеску «немедленно подать в отставку» в связи с этим делом. Бэсеску уходить в отставку добровольно отказался, а 8 сентября глава Сената Румынии Кэлин Попеску-Тэричану выступил с инициативой проведения 2 ноября, в один день с президентскими выборами, референдума по импичменту Бэсеску — прим. ИА REGNUM).

К началу предвыборной кампании Бэсеску оказался в очень сложной ситуации. Ни один из двух основных кандидатов на президентство не является ставленником Бэсеску. Но существуют и нюансы. Победа Понты — кандидата от крупнейшей партии (СДП) — приведёт к утверждению у власти сильного президента, который (хотя бы на время) сохранит контроль над парламентским большинством и, соответственно, над правительством. Кадровые изменения в силовых структурах станут неизбежными.

Победа Клауса Йоханнеса — этнического немца, которого во втором туре поддержит конгломерат правоцентристских сил, — не позволит новому президенту оказывать определяющее влияние на политическую жизнь страны. Конфигурация парламентского большинства будет неопределённой, и это позволит части депутатов, лояльных Бэсеску, выдвигать определённые условия сотрудничества с властью.

По результатам первого тура выборов, лидировать практически гарантированно будет Понта: его рейтинг составляет около 40 %, а рейтинг Йоханнеса — от 25 до 30 %. Но Бэсеску хочет повторить сценарий выборов 2004 г., когда Адриан Нэстасе уверенно лидировал в первом туре и проиграл во втором — за счёт высокого антирейтинга. Поэтому сейчас, за месяц до выборов, были организованы два скандала — «дело Microsoft» (обвинение бывших министров в коррупции) и преследование «Лукойла».

История с НПЗ «Петротел» ставит Понту в сложное положение. Он не может поддержать действия прокуратуры, потому что эти действия не были согласованы с ним и не учитывают его интересы, главным из которых является сохранение социально-экономической стабильности перед выборами. В то же время, попытки Понты защитить «Лукойл» будут выставляться его оппонентами как непатриотичное и коррупционное поведение.

Бэсеску нечего терять в отношениях с Россией. У него всегда была возможность оказывать давление на российский бизнес в Румынии. Он решил воспользоваться этой возможностью в наиболее удобный момент. Создавая конфликтную ситуацию с Россией, Бэсеску не несёт издержек: он вскоре уйдёт со своего поста и станет оппозиционным политиком. Издержки (имиджевые, управленческие, юридические, внешнеполитические) несёт премьер-министр Понта, который заинтересован в скорейшем урегулировании конфликта.

Для усиления эффекта Бэсеску решил пренебречь как приличиями (обвиняя Россию и «Лукойл», он не стеснялся в выражениях), так и юридической логикой (его заявления могут усилить российскую позицию в арбитражном процессе). Российской компании досталась крайне незавидная роль в этой ситуации, но весьма вероятно, что после президентских выборов в Румынии можно будет разрешить возникшие проблемы.



Вернуться назад