{headers} Полит Информ > Версия для печати > Многобашенный танк Т-100 (СССР)
Главная > Оружие и боевая техника > Многобашенный танк Т-100 (СССР)

Многобашенный танк Т-100 (СССР)


23-10-2014, 09:40.

Т-100 (в некоторых документах этот танк называют также «Изделие 100») — это советский двухбашенный экспериментальный тяжелый танк разработки конца 1930-х годов. Эта машина наряду с танком СМК была одним из последних советских танков многобашенной компоновки. Данная машина вместе с близким к нему по характеристикам танком СМК и опытным образцом танка КВ прошла фронтовые испытания во время боев в Финляндии на знаменитой линии Маннергейма. В конечном итоге данный танк так и не был принят на вооружение и серийно не производился. При этом база танка некоторое время использовалась для создания некоторых экспериментальных тяжелых САУ, к примеру, СУ-100-Y.

Конструкция тяжелого двухбашенного танка прорыва, созданного в КБ завода №185, не являлась новаторской, но в сравнении с аналогичными иностранными танками Т-100 был спроектирован на более высоком технологическом уровне. Компоновка тяжелого танка Т-100 отличалась от классической компоновки расположением конических башен в продольной плоскости. При этом задняя башня кругового вращения была главной и устанавливалась на высокой подбашенной коробке.

Танк Т-100 изначально проектировался как танк с дифференцированным противоснарядным бронированием. Броня должна была надежно защищать боевую машину от огня противотанковой артиллерии противника калибром до 50-мм на дистанциях более 500 метров, а также от всех видов крупных осколков. Бронекорпус танка имел коробчатую форму с конусным возвышением подбашенного кольца, находящегося в средней части машины. Корпус собирался из катаных бронеплит, которые между собой соединились при помощи сварки, болтовых соединений и клепки. При этом бронелисты лобовой части корпуса, бортов и кормы обладали одинаковой толщиной — 60 мм и имели небольшие углы наклона профиля к горизонтальной нормали. Днище и крыша корпуса танка собирались из бронелистов толщиной от 20 до 30 мм. Все броневые листы обладали рациональными углами наклона к вертикали, за исключением бортов, что повышало бронестойкость всей конструкции.

 

Многобашенные танки СССР. Часть 6. Т-100



В носовой части корпуса было расположено отделение управления танком. Здесь находилось место механика-водителя, который относительно продольной оси танка сидел в центре. Справа от водителя располагался его помощник. Для обзора вперед использовался небольшой люк со смотровой щелью, прикрытой бронестеклом. К нижнему бронелисту было прикреплено два буксировочных кольца. Курсовой пулемет спереди отсутствовал, слева над люком механика-водителя была смонтирована фара.

За отделением управления находилось переднее боевое отделение, на его крыше располагалась небольшая коническая башня. В ней находилось 45-мм орудие 20К образца 1934 года и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ДТ. Маска орудия и сама башня были сварными, а лобовой щиток — клепаным. Вооружение первой башни обслуживали 2 человека — наводчик и заряжающий.

Среднюю часть корпуса танка занимало основное боевое отделение. Одной из отличительных особенностей проекта Т-100 была массивная надстройка корпуса, на которую ставилась главная башня с 76,2-мм орудием Л-10 и спаренным с ним 7,62-мм пулеметом ДТ. В отличие от танка СМК в башне отсутствовал кормовой пулемет, но существовала возможность монтажа на турели зенитного пулемета. Боекомплект боевой машины состоял из 120 выстрелов к пушке Л-10 и 393 выстрелов к пушке 20К, помимо этого в танке имелось 4284 патрона к пулеметам ДТ, который были уложены в 68 пулеметных дисков.

Многобашенные танки СССР. Часть 6. Т-100



На крыше главной башни танка справа располагалась командирская башенка, она была поворачиваемой. Поворот командирской башенки производился при помощи специального механизма, в маховике ручного привода данного механизма находилась кнопка электроспуска пулемета. Ближе к переднему краю башенки монтировались симметрично приборы наблюдения. Главная башня танка была трехместной, в ней должны были находиться наводчик, заряжающий и командир боевой машины. В случае необходимости в среднем боевом отделении мог находиться и техник — 8-й член экипажа танка. Посадка экипажа в танк осуществлялась через люки на башне, а также люк механика-водителя, который находился в передней части корпуса с правой стороны. Экипаж мог аварийно покинуть танк через нижний люк, который располагался в днище боевого отделения.

В корме танка располагалось МТО — моторно-трансмиссионное отделение. В качестве основной силовой установки для танка Т-100 был выбран авиационный карбюраторный четырехтактный 12-цилиндровый V-образный двигатель ГАМ-34-ВТ с жидкостной системой охлаждения. Данный двигатель развивал мощность в 850 л.с. при 1850 оборотах в минуту. Охлаждение водяных радиаторов силовой установки производилось при помощи осевого вентилятора с винтовыми лопастями, который крепился горизонтально на коробке передач по типу среднего колесно-гусеничного танка Т-29. Воздух, необходимый для охлаждения танкового мотора, засасывался вентилятором через специальные боковые карманы воздухопритоков, который были защищены стеками и находились в передней части моторного отсека. Отработанный горячий воздух выбрасывался из МТО в задней его части на верхние ветви гусениц. В качестве горючего на танке применялся авиационный бензин, который заливался в 4 топливных бака. Общая их емкость составляла 1160 литров. Такого запаса топлива танку массой в 58 тонн хватало на то, чтобы преодолеть 160 км по шоссе или 120 км по пересеченной местности.

Одной из интересных особенностей танка Т-100 была его ходовая, в конструкции которой использовалась необычная схема индивидуальной кривошипно-балансирной подвески опорных катков с применением листовых рессор. На каждый борт танка в ходовой имелось 8 сдвоенных опорных катков, имеющих резиновый бандаж, при этом восьмой по счету каток оснащался буферной рессорой. Верхняя ветвь гусениц поддерживалась при помощи 5 роликов на кронштейнах, ролики были обрезиненными. Направляющие колеса танка обладали винтовым механизмом натяжения, а ведущие колеса получили съемные зубчатые венцы. Гусеницы цевочного зацепления были мелкозвенчатыми и состояли из штампованных траков с открытым металлическим шарниром. Натяжение гусениц можно было производить из отделения управления танка. При этом элементы подвески защищались от возможных повреждений опорными катками и броневым экраном.

Многобашенные танки СССР. Часть 6. Т-100



Инженеры завода №185, отлично помня о том, сколько проблем и нареканий вызывала работа трансмиссии на многобашенном тяжелом танке Т-35 (в особенности его фрикционов), предложили вариант совершенно новой трансмиссии. В состав данной трансмиссии были включены следующие элементы:
— 5-ступенчатая коробка передач;
— главный многодисковый фрикцион сухого трения;
— два бортовых фрикциона;
— два бортовых планетарных редуктора;
— ленточные тормоза.

Танк Т-100 отличался достаточно высокими показателями проходимости. Хорошие тяговые характеристики машины позволяли ей преодолевать даже очень крутые подъемы (до 42 градусов), рвы шириной до 4 метров и броды глубиной до 1,25 метра. Также танк выдерживал угол крена до 25 градусов. Достаточно мощный двигатель позволял боевой машине развивать скорость в 35 км/ч при движении по шоссейным дорогам.

Как уже говорилось выше, экипаж танка Т-100 мог состоять из 8 человек. Командир боевой машины в бою осуществлял непосредственное руководство действиями танкового экипажа, он занимался разведкой местности при помощи оптических смотровых приборов, а в случае необходимости мог стрелять из зенитного пулемета, который крепился к командирской башенке. Вместе с радистом, который исполнял обязанности заряжающего, и башенным стрелком 76,2-мм орудия командир находился в главной башне. Еще один башенный стрелок и заряжающий располагались в малой артиллерийской башне, которая стояла ниже. Механик-водитель танка, его помощник и техник (моторист) располагались в передней части танка. В случае необходимости техник мог перебраться из отделения управления в главную башню, где для него также имелось отдельное место.

Многобашенные танки СССР. Часть 6. Т-100



Для погрузки и выгрузки из танка использовалось 4 основных люка: первый — люк круглой формы в командирской башенке (использовался башенным стрелком и командиром), второй — люк прямоугольной формы расположенный с левой стороны от круглого люка в крыше главной башни (использовался заряжающим, а также иногда техником), третий — одностворчатый люк прямоугольной формы в крыше малой башни (использовался заряжающим и башенным стрелком второго орудия), четвертый — одностворчатый люк прямоугольной формы, расположенный в передней части крыши корпуса танка (использовался механиком-водителем, его помощником, в случае необходимости — техником).

После проведения серии полигонных испытаний, в ходе которых прототип Т-100 преодолел более 1000 км, было принято решение о проведении дальнейших испытаний в ходе начавшейся советско-финской войны 1939-1940 годов. Т-100 наряду с другими экспериментальными машинами — тяжелыми танками КВ-1 и СМК, был передан в роту тяжелых танков 90-го батальона, который был включен в состав 20-й тяжелой танковой бригады РККА. Танки приняли участие в штурме укреплений линии Маннергейма.

19 декабря 1939 года танки Т-100 и СМК, действуя совместно в составе отдельной роты тяжелых танков, перешли в наступление на позиции финской армии в районе Сумма — Хоттинен Хоттиненского укрепрайона. Тяжелым танкам совместно с другими боевыми машинами удалось частично прорвать оборону финнов. Танки перешли переднюю линию неприятельских дотов, после чего СМК подорвался на замаскированной мине. Экипаж тяжелого танка Т-100 первоначально пытался взять СМК на буксир, но в итоге данная попытка закончилась ничем. После этого Т-100 прикрыл своим огнем эвакуацию экипажа подбитого опытного танка СМК и, подобрав его, вернулся на исходные позиции перед атакой. В ходе этого боя опытный образец получил порядка 7 попаданий в разные части корпуса, башен и ходовой, однако ни один финский снаряд не пробил танковую броню и не причинил боевой машине серьезного вреда.

Многобашенные танки СССР. Часть 6. Т-100



После проведения небольшого ремонта танк вернули в строй 18 февраля 1940 года. До окончания боевых действий в рамках Зимней войны, опытный образец преодолел около 150 км, получив, по меньшей мере, 14 попаданий артиллерийских снарядов, которые не смогли пробить его броню и вывести машину из строя.

Несмотря на то, что танк Т-100 соответствовал выдвигаемым при его проектировании требованиям, комиссия посчитала нецелесообразным его принятие на вооружение. Он повторил судьбу танка СМК, который также проиграл борьбу однобашенному тяжелому танку КВ, который превосходил обе машины по основным ТТХ. Наряду с этим Т-100, как и СМК, были необходимой ступенью на пути от тяжелых многобашенных танков к тяжелым танкам нового поколения — таким. как знаменитый КВ-1.

В первой половине 40-х годов прошлого века работа над проектами многобашенных танков все еще продолжалась, но в целом данное направление танкостроения уже было признано тупиковым. Проектируемые танки выходили дорогими в производстве и технически сложными. Главными их недостатками стали малая скорость передвижения и большие габариты, что превращало многобашенные танки в легкие мишени на поле боя. Помимо этого, многобашенные танки не могли эффективно вести огонь и концентрировать его на одной цели, так как командирам боевых машин было очень сложно руководить одновременно большим количеством пушек и пулеметов. Помимо этого, из-за технических особенностей стрельба из нескольких орудий одновременно часто оказывалась невозможной. После завершения Великой Отечественной войны в СССР больше не велось работ над созданием многобашенных танков.



Вернуться назад