{headers} Полит Информ > Версия для печати > Концепция «Стратегической пропаганды» НАТО (2014)
Главная > Армия и конфликты > Концепция «Стратегической пропаганды» НАТО (2014)

Концепция «Стратегической пропаганды» НАТО (2014)


3-11-2014, 08:44.

Полковник В. Олевский

Одной из характерных особенностей современной эпохи является стремительное развитие электронных средств распространения информации1, что способствует неуклонному росту влияния субъективных факторов на мировую политику, в том числе на подготовку и проведение операций по урегулированию кризисов. Опыт применения несиловых инструментов решения политических и военных задач в ходе ряда кампаний последних десятилетий продемонстрировал высокую эффективность целенаправленного информационно-психологического воздействия (ИПВ) на активных и опосредованных участников конфликтов, что нередко превышало прямую выгоду, полученную в ходе военных действий.

По оценке западных экспертов, рациональное использование информационных ресурсов позволяет управлять общественным мнением вплоть до изменения системы ценностей широких масс населения, а манипуляции информацией могут кардинально менять восприятие и поведение избранных (целевых) аудиторий. В итоге информационное превосходство над противником стало рассматриваться в качестве важнейшего фактора достижения победы в современной войне.

В этих условиях руководство Североатлантического союза было вынуждено коренным образом пересмотреть свои взгляды на традиционные способы, методы и формы информационно-психологической борьбы2, что нашло отражение в новой концепции так называемой стратегической пропаганды (Strategic Communications), которая зародилась в рамках широко разрекламированного «всеобъемлющего (комплексного) подхода» (Comprehensive Approach) к урегулированию кризисов. Важным направлением его реализации стало обеспечение слаженности использования военных и гражданских информационных инструментов для достижения глобальных целей альянса в миротворческой деятельности.

Появление «стратегической пропаганды» стало дальнейшим развитием доктрины непрямых действий, заключающейся в воздействии на сознание тех категорий населения, от которых зависит принятие ключевых социально-политических государственных решений. При этом требуемый эффект достигается «путем влияния на отдельные, не главные элементы системы, изменение которых приводит к переходу системы в требуемое состояние».

Основные положения данной концепции закреплены в утвержденных Советом НАТО соответствующих базовых документах, в которых «стратегическая пропаганда» определяется как процесс объединения имеющихся информационных ресурсов для их согласованного применения в интересах эффективного продвижения политики альянса и оказания ему поддержки в проведении военных операций.

Идею «стратегической пропаганды» теоретики блока позаимствовали у своих американских коллег, которые не только внедрили новые подходы к организации информационно-психологического противоборства, но и ввели в оборот ряд оригинальных терминов для маскировки истинных целей действий США на идеологическом фронте.

Программное значение для развития понятийного аппарата новой концепции имела директива министра обороны США, которая еще в 1998 году утвердила «Объединенную доктрину информационных операций» и впервые использовала выражение «стратегическая информационная борьба» (Strategic Information Warfare). Здесь же раскрывались формы и методы комплексного ИПВ на противника, апробированные на практике в ходе военных кампаний в Ираке (операция «Лис пустыни», 1998) и Югославии («Союзническая сила», 1999), а в дальнейшем уточненные и закрепленные на основе боевого опыта, полученного в Афганистане. В завершенном виде упомянутая доктрина была изложена в директиве Пентагона «Дорожная карта стратегической пропаганды» (2006).

Исходя из рекомендаций американских специалистов, документы Североатлантического союза предписывают коалиционным органам «стратегической пропаганды» главные усилия сосредоточить на оказании содействия командованию блока в решении задач «миротворческих» операций преимущественно бескровными методами. При этом для обеспечения массированного воздействия на целевые аудитории (государственное и военное руководство, личный состав ВС противника, местное население, мировая общественность) принято решение вывести информационно-пропагандистскую деятельность ОВС НАТО на качественно новый уровень и создать условия для ее преобразования в один из главных видов обеспечения военных действий, сопоставимый с разведкой. Реализация данного положения предусматривает повышение эффективности действий в информационной области за счет внедрения современных социальных технологий, а также расширения взаимодействия всех военных и гражданских информационно-пропагандистских структур.

По мнению теоретиков «стратегической пропаганды», ее цель состоит в оперативном доведении «правдивой и точной информации» до дружественных или враждебно настроенных целевых аудиторий, что должно позволить им «правильно понимать и оценивать замыслы и действия альянса». При этом руководство блока цинично признает, что «стратегическая пропаганда сглаживает расхождения между заявлениями НАТО и реальной действительностью»3.

Global Information Grid

Важным объектом «стратегической пропаганды» в рамках новой концепции выступает единое информационное пространство НАТО (ЕИП)4, которое рассматривается как составная часть глобальной информационной среды и одновременно является одним из компонентов боевого (оперативного) пространства. В соответствии с теорией сетецентричных (информационно-сетевых) войн одним из необходимых условий достижения целей военной операции является установление доминирования в информационном пространстве и создание основы для широкомасштабного распространения необходимых социально-политических взглядов среди населения и вооруженных сил как своих, так и других государств.

Характерной особенностью концепции ЕИП является возможность автоматического подключения к глобальной информационной сети пользователей всех уровней в иШересах получения необходимых сведений. Исходя из этого формирование единого информационного пространства НАТО должно обеспечивать комплексную обработку в реальном масштабе времени получаемых (добываемых) сообщений и способствовать эффективному применению всех компонентов стратегической пропаганды для поддержки проводимых блоком операций. При этом офицеры командно-штабных структур, осуществляющие руководство стратегической пропагандой на ТВД, имеют возможность через ЕИП непосредственно со своих автоматизированных рабочих мест на стационарном пункте управления дистанционно управлять находящимися в районе операции специалистами и журналистами.

Согласно определению авторов концепции, информационная среда включает в себя саму информацию, отдельные субъекты, организации и системы, добывающие (или получающие), обрабатывающие и передающие эту информацию, а также физическое и виртуальное пространство, где она распространяется.

По функциональному предназначению ЕИП альянса имеет информационно-боевую и информационно-пропагандистскую составляющие, каждая из которых объединяет три взаимосвязанные группы элементов: информационно-управляющие, добывающие и исполнительные.

Информационно-управляющие элементы представляют собой коалиционные и национальные органы и пункты управления, ответственные за организацию «стратегической пропаганды», автоматизированные системы управления и связи, обеспечивающие их функционирование, а также территориально распределенные информационные базы, предоставляемые пользователям в соответствии с полученным допуском.

В интересах развития единой системы управления информационной деятельностью Североатлантического союза принято решение уточнить и расширить функциональные обязанности руководящих и рабочих органов НАТО всех уровней по организации информационно-психологической борьбы при решении задач урегулирования вооруженных конфликтов.

Общее руководство «стратегической пропагандой» альянса возложено на Совет НАТО и генерального секретаря организации, определяющих информационную политику альянса и координирующих усилия всех ее участников. Генеральный секретарь обеспечивает разработку соответствующих указаний по данному вопросу для всех военных и гражданских структур в соответствии с решениями высших руководящих органов блока. В условиях реагирования на конкретный кризис Совет НАТО утверждает рекомендации по ведению «стратегической пропаганды», которые содержатся в плане предстоящей операции.

Деятельность информационно-пропагандистских формирований Североатлантического союза и его партнеров координирует помощник генсека (начальник управления Международного секретариата) НАТО по вопросам общественной дипломатии. Он также контролирует работу Военного комитета, Международного военного штаба и стратегических командований ОВС альянса в области «стратегической пропаганды». Однако его полномочия исключают взаимодействие со СМИ, поскольку данная обязанность возложена на пресс-секретаря блока.

Важное место в системе высших военных органов занимает Военный комитет НАТО, отвечающий за разработку и реализацию планов информационно-психологического противоборства, а также за поддержание связей с общественностью. Этот орган при участии подчиненных ему информационно-аналитических и командно-штабных структур обеспечивает подготовку концептуальных и директивных документов по вопросам «стратегической пропаганды», осуществляет общее руководство проведением информационных и психологических операций (ИПО), обеспечивает взаимодействие военных органов с общественностью, определяет потребности в силах и средствах для решения информационно-пропагандистских задач, оказывает помощь нижестоящим штабам в достижении целей стратегической пропаганды.

Военному комитету подчинен Международный военный штаб НАТО, который принимает непосредственное участие в решении всех практических задач информационно-психологического противоборства в процессе урегулирования кризисов. Входящее в состав этого штаба оперативное управление отвечает за реализацию указаний Военного комитета НАТО по вопросам ИПО, а также содействует налаживанию контактов со стратегическими командованиями при подготовке и проведении этих операций.

Советник по связям с общественностью Международного военного штаба блока курирует деятельность всех военных структур в сфере «стратегической пропаганды», обеспечивает их взаимодействие с высшими руководящими органами альянса и организует информирование общественности по всем вопросам его военной политики.

В системе органов управления ОВС НАТО на стратегическом уровне функционируют два командования, проводящие массовые информационно-пропагандистские мероприятия в соответствии с указаниями штаб-квартиры организации. В частности, стратегическое командование операций (СКО) во главе с верховным главнокомандующим ОВС альянса участвует в разработке планов информационных и психологических операций, а после их утверждения Военным комитетом контролирует работу соответствующих командований и оказывает им помощь в проведении ИПО. Предложения верховному главнокомандующему по решению этих задач готовит советник по вопросам «стратегической пропаганды».

Стратегическое командование реформирования ОВС НАТО отвечает за разработку концепций и развитие возможностей «стратегической пропаганды», включая подготовку соответствующих кадров. Для координации действий всех информационно-пропагандистских формирований, участвующих в военных операциях, введена должность начальника службы стратегической пропаганды СКО (в ранге бригадного генерала). Кроме того, в составе обоих стратегических командований имеются руководители служб по связям с общественностью, на которых возложены обязанности по взаимодействию с представителями международных и неправительственных организаций и обеспечению информирования всех слоев общественности.

Для реализации утвержденной Североатлантическим советом всеобъемлющей информационной стратегии по достижению целей проводимых военных операций в состав оперативных групп по управлению кризисными ситуациями (возглавляет генеральный секретарь альянса или его заместитель) вводятся специалисты всех основных направлений «стратегической пропаганды» (ИПО, общественной дипломатии, по связям с общественностью), а также военно-гражданского взаимодействия.

Важное место в системе органов управления межвидовыми группировками войск (сил) занимают подразделения, обеспечивающие комплексное применение сил и средств «стратегической пропаганды». Так, в оперативном звене управления ОВС НАТО при развертывании передового межвидового штаба предусмотрено формирование трех функциональных групп: информационных операций, психологических операций и по связям с общественностью. Кроме того, при командующем межвидовой группировкой коалиционных войск (сил) создается совет по координации информационных операций, работу которого направляет советник командующего по вопросам «стратегической пропаганды». Подобные командно-штабные структуры, ответственные за организацию ИПВ, создаются также на всех других уровнях системы управления ОВС НАТО.

Добывающие элементы информационно-пропагандистской области включают специализированные информационные органы и технические средства, которые осуществляют сбор, предварительную обработку и доведение сведений до заинтересованных исполнительных структур потребителей информации, а также формирования разведки, обменивающиеся данными с подразделениями «стратегической пропаганды». Главным объектом их деятельности является тщательно отобранная и должным образом препарированная информация. В связи с этим в качестве добывающих элементов выступают информационные и физические сферы носителей информации.

Информационно-психологическая деятельность в рамках стратегической пропаганды

К информационным сферам относятся: радио, телевидение, печать, Интернет, потоковое видео, мобильные телефоны, общественные организации, официальные структуры, устные сообщения и слухи и т. п. Важными источниками сведений являются официальные документы и информационные материалы военных органов управления, заявления и комментарии авторитетных руководителей и компетентных специалистов, репортажи с мест событий, рассказы очевидцев, сообщения средств массовой информации и др. Не случайно в одном из документов Военного комитета НАТО по вопросам «стратегической пропаганды» отмечается, что «каждое действие, слово или изображение содержит информацию, а все участники военных событий - от солдата до командующего войсками - являются носителями важных сведений».

Физические сферы носителей информации - войсковые учения, демонстрация и применение силы, массовые мероприятия и групповые контакты, восстановительные работы, гуманитарная помощь, система торговли и материально-бытового обеспечения и пр.

Особое место в структуре информационно-добывающих элементов занимают разведывательные структуры, осуществляющие обмен данными с подразделениями информационных и психологических операций. Концепция «стратегической пропаганды» НАТО прямо предписывает устанавливать и развивать тесное взаимодействие с формированиями разведки по вопросам сбора, анализа, оценки и распространения интересующих материалов.

При этом внедряемый в настоящее время межвидовой обмен разведывательной информацией предусматривает непрерывное поступление в централизованные базы данных обработанных сведений, которые могут получать (по запросу или в режиме автоматического доведения) все заинтересованные сотрудники при наличии у них специальных сетевых устройств и соответствующих прав доступа к информации.

Важную роль в первичной обработке и распределении разведывательно-информационных материалов играет Центр НАТО по оценке обстановки (ситуационный центр), действующий в составе Международного секретариата организации и подчиненный помощнику генерального секретаря - начальнику оперативного управления. Центр круглосуточно отслеживает военно-политическую обстановку во всех регионах мира и оперативно доводит ее до руководства альянса и заинтересованных респондентов.

В целях упрощения процесса информационного обеспечения осуществляется переход на новые стандарты блока, которые позволяют установить не только единые форматы представления различных сведений и протоколы обмена разведданными, но и другие важные параметры (состав и структуру баз данных разведывательной информации и соответствующих метаданных, а также порядок их передачи, обработки и хранения).

Для реализации данного замысла предполагается сформировать интегрированную информационно-сетевую инфраструктуру ЕИП, коммуникационный компонент которой будет формироваться на базе глобальной информационной решетки (GIG)5, а основу информационного компонента составят территориально распределенные базы данных разнородной информации, интегрированные в единое информационное пространство с использованием универсального интернет-протокола.

Кроме того, в интересах формирования ЕИП руководящие органы альянса осуществляют тесное сотрудничество со всеми заинтересованными информационно-пропагандистскими структурами и координируют их деятельность на всех этапах подготовки и проведения операций.

Исполнительными элементами информационно-пропагандистской области являются все активные компоненты «стратегической пропаганды», СМИ и технические системы, участвующие в доведении обработанной информации до целевых аудиторий и использующие ее для достижения коалиционных целей. В соответствии с новым подходом главная отличительная особенностью их применения в ходе урегулирования кризисных ситуаций заключается в согласовании действий на основе общего руководства и единого планирования6.

К ключевым исполнительным компонентам «стратегической пропаганды» отнесены силы и средства информационных и психологических операций ОВС НАТО, структуры так называемой общественной дипломатии, а также военные и гражданские органы по связям с общественностью. Кроме того, к участию в этой деятельности активно привлекаются подразделения связи, разведки, радиоэлектронной борьбы, специальных операций, органы военно-гражданского взаимодействия, представительства международных и неправительственных организаций, а также средства массовой информации, в том числе с использованием глобальной сети Интернет.

1 Более 70 проц. населения Земли пользуются мобильными средствами связи, позволяющими транслировать свыше 2,5 терабайт информации в сутки (см.: Зарубежное военное обозрение. - 2013. - № 10. - С. 8).

2 Вместо традиционных терминов «информационная война» и «психологическая борьба» автор использует более точное интегрированное понятие «информационно-психологическое воздействие», что объясняется повышением роли психологических операций в современных войнах и расширением использования информационного оружия, построенного на базе технологий психологического воздействия.

3 NATO Military Policy on Information Operations, 2012, p. 20.

4 Подробнее о концепции ЕИП см.: Зарубежное военное обозрение. - 2008. - № 1. - С. 23-27.

5 Global Information Grid - всемирная сеть, обеспечивающая возможность подключения к ЕИП из любого района Земли.

6 Существовавшие в годы «холодной войны» инструменты идеологической войны (структуры информационных и психологических операций, а также органы по связям с общественностью) при решении общих задач действовали, как правило, разобщенно и в соответствии с узковедомственными инструкциями.

Соотношение основных компонентов стратегической пропаганды

Показатели Информационные операции Психологические операции Общественная дипломатия Связи с общественностью
Наличие специали-зированных органов управления Проводятся под руководством органов управления военными операциями Отделы/секции психологических операций Органы управления по вопросам общественной дипломатии Отделы/секции по связям с общественностью
Цели деятельности Достижение информационного превосходства над противником в интересах реализации политики НАТО и успешного проведения операций альянса
Общая направленность деятельности Формирование благоприятной для НАТО информационной среды Воздействие на сознание и деятельность целевых аудиторий Формирование общественного мнения в поддержку политики и операций НАТО Информирование населения о целях деятельности и решаемых задачах НАТО
Целевые аудитории Общество в целом (руководящие органы, гражданское население и военнослужащие, общественные институты) своих, дружественных и враждебных стран Информационные источники, органы управления различных уровней, население и силовые структуры противника Руководство стран - членов НАТО и партнерских государств, международные и неправительственные организации Местные органы власти, население вовлеченных в конфликты стран, их средства массовой информации
Полномочия по работе с информацией Добывание, обработка и распространение текущей информации Обработка и распространение специальной информации Распространение предоставленной информации Распространение предоставленной информации
Категории информационных материалов Заслуживающие доверия и обработанные сообщения Отобранная и препарированная специальная информация Вся разрешенная информация Вся разрешенная информация
Результаты деятельности Достижение свободы действий в информационном пространстве, обеспечение защиты своей информации и подавление информационных структур противника Принятие желательных решений и достижение необходимого поведения целевых аудиторий Установление устойчивого взаимодействия и взаимопонимания со всеми участниками урегулирования кризисных ситуаций Повышение доверия к НАТО, подтверждаемое опросами общественного мнения


Вернуться назад