Главная > Аналитика > Константинопольский патриархат и три попытки украинской автокефалии

Константинопольский патриархат и три попытки украинской автокефалии


19-05-2018, 20:30. Разместил: MGM
Попирая каноны

19 апреля 2018 года П. Порошенко и парламент Украины а также неканонические объединения УАПЦ и УПЦ КП направили обращение в адрес патриарха Константинопольской церкви Варфоломея с просьбой предоставить автокефалию некой Православной церкви Украины. По словам Порошенко, «Украина как никогда близка к этому», поскольку к автокефалии положительно относится не только Варфоломей, но и члены Синода Константинопольской церкви.

Но некой «Единой православной церкви Украины» не существует, раскольники (УАПЦ и УПЦ КП) за много лет не смогли объединиться даже между собой и между ними идет борьба как в террариуме – кто кого съест, и кто силовым путем отнимет побольше храмовых зданий и прихожан.

Единственной истинной церковью в Малороссии является митрополия Московского патриархата в статусе автономии – УПЦ МП. Но украинские националисты говорят об автокефалии. Не важно автокефалии чего, какого сообщества, но главное – об украинской автокефалии.

И, безусловно, получают слова поддержки и одобрения из Стамбула. Взамен принося на Фанар богатые дары и обещания всяческих благ.

«УАПЦ» уже несколько десятилетий ведет переговоры с Константинополем и всячески адаптирует свою безблагодатную структуру («священники» и «епископат» не имеют истинного и законного рукоположения, а совершены людьми, извергнутыми из сана) для вхождения в Константинопольский патриархат и получения из этой церкви автокефалии.

 

 

«Киевский патриархат» Денисенко, также не имеющий ни одного истинного священнослужителя, десятилетиями, называя вещи своими именами, дурит людей, совершая видимость таинств и уводя «паству» в погибель раскола, совершая мнимые отпевания, крещения, венчания...

 

Но идущие за УАПЦ и КП люди и рады обманываться, ведь им, украинцам-националистам в третий раз в истории дана возможность променять Христа на чаемые националистические ценности в ложных церковных структурах. Получить земное в обмен на небесное.

И не последнюю роль в существовании этих надежд играет Константинопольский патриархат.

Но на пути желто-голубой националистической мечты стоят древние церковные законы (каноны) и Материнская церковь – Московский патриархат, без разрешения которой никакой автокефалии быть не может. Однако надежду с успехом и «законно» попрать каноны дает Константинопольский патриархат.

Весь ХХ век Константинополь откровенно поддерживал внутренних врагов Русской православной церкви-мученицы.

 

Украинская автокефалия. Версия 1

В начале ХХ века, в пылу кровавых политических событий, каноны не брались в расчет. И украинцев вполне устраивала самосвятская обновленческая церковь Василия Липковского, появившаяся в 1921 году вследствие «рукоположения» его, женатого протоиерея, в «епископы» национальной церкви всеми присутствующими в храме священниками и мирянами, включая женщин (!), и даже десницей мощей почившего святого епископа – святителя Макария. Церковь не знала еще такого святотатства. Все присутствующие в храме возложили друг на друга руки и так опосредованно их самосвятское «рукоположение» было «передано» ставленнику в «епископы». Миряне и отлученные от Церкви протоиереи, не имевшие епископов, решили, что они «рукоположили» для себя украинского автокефального «епископа»...

Неважно, что в этих протестантствующих структурах люди, называющиеся священниками, таковыми не являлись, что некоторые из них были дважды и трижды женатыми, отлученными от Церкви за разные преступления и не имели права становиться духовенством, что их «епископы» имели семьи, что у них отрицалось монашество. Главное, что у этой структуры были захваченные храмы, самовольно надетые церковные облачения священнослужителей, были кадила, певчие, причт и видимость таинств и самопровозглашенная «автокефалия».

 

«Автокефалия» любой ценой – возможна только через попрание канонов, законного церковного устройства, физическое уничтожение обличителей-исповедников и ослабление истинной Христовой Церкви.

 

Но каноны нарушались не только оголтелыми украинскими националистами, но и православной церковью – Константинопольским патриархатом, который начал поддерживать обновленцев в России и на Украине, признавая законными те церковные структуры, которые инициировались богоборческой властью. В надежде получить поддержку в сложных условиях своего жалкого существования в Турции Ататюрка. Константинополь преследовал свои интересы не только в политическо-церковных играх с большевиками, но и с англосаксами, желая выгадать что-то и от тех, и других

С 1920-х годов украинские и русские обновленцы – неканоническая структура – имели поддержку у Константинопольских патриархов-греков, а также патриархов Александрийского и Иерусалимского. В наиболее трагические в истории Русской церкви годы Константинополь пытался активно вмешиваться в церковную жизнь России и русских общин за рубежом, усугубляя смуту.

Так Константинопольский патриарх Григорий VII, желая угодить большевикам, публично выражал в 1924 году свое мнение о том, что законно избранный Патриарх Московский и всея Руси Тихон должен сложить с себя церковную власть, а все члены Патриаршей церкви должны войти в подчинение обновленческому «Синоду», якобы «свободно и канонически избранному». Хотя «Синод» был сформирован Секретным отделом ОГПУ. «Ввиду возникших церковных разногласий мы полагаем необходимым, чтобы Святейший Патриарх Тихон ради единения расколовшихся и ради паствы пожертвовал собою, немедленно удалившись от Церковного Управления, … и чтобы, одновременно, упразднилось, хотя бы временно, патриаршество, как родившееся во всецело ненормальных обстоятельствах в начале гражданской войны, и как считающееся значительным препятствием к восстановлению мира и единения…» – выражал свою позицию патриарх Григорий VII.

Вместе с тем этот же патриарх признавал законным обновленческий «Синод» и намеревался послать в Москву, то есть в пределы чужой церковной юрисдикции, комиссию из виднейших восточных иерархов для ознакомления с делами Российской Православной Церкви, пребывающей в смуте.

В своем ответе Константинопольскому патриарху Святитель Патриарх Тихон указал на нарушение им церковных канонов: «Мы немало смутились и удивились, что представитель Вселенской Патриархии, глава Константинопольской Церкви, без всякого предварительного сношения с Нами, как с законным представителем и главою всей Русской Православной Церкви, вмешивается во внутреннюю жизнь и дела автокефальной Русской Церкви… Помним и то правило, что, «не быв приглашены, епископы да не приходят за пределы своея области для рукоположения или какого-либо другого церковного распоряжения». А потому всякая посылка какой-либо комиссии без сношения со Мною, как единственно законным и православным Первоиерархом Русской Православной Церкви, без Моего ведома не законна, не будет принята русским Православным народом и внесет не успокоение, а еще большую смуту и раскол в жизнь и без того многострадальной Русской Православной Церкви» (Мазырин А. Константинопольская патриархия и обновленческий раскол).

 

В 1925 году, после кончины Патриарха Тихона, обновленцы провели свой церковный «Собор». Причем благословение на проведение этого собора обновленцы испрашивали у Константинополя, обнаруживая свою неканоничность.

 

Обновленческий «Собор» признал равночестными неженатых и женатых епископов, а также второбрачных клириков. И благословил «автокефалию» родственной по духу обновленческой «Украинской Православной Церкви».

Хотя местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Крутицкий Петр издал 28 июля 1925 года послание, в котором назвал созываемый Собор «псевдособором, незаконным и антиканоническим», Константинопольский патриарх официально общался именно с обновленцами, признавая их законной церковью, – российским «митрополитом Вениамином» и с украинскими обновленцами в лице «митрополита Пимена».

Глава самопровозглашенного «Синода Украинской церкви» «митрополит Пимен» в своих посланиях в Константинополь в мае 1925 года просил, чтобы после изучения деяний «Собора» и документов Константинопольская Церковь «преподала конечное утверждение, благословляя и утверждая автокефалию Православной Украинской Церкви высочайшим и законным решением» и прислала соответствующую грамоту.

То есть украинские обновленцы просили Константинополь предоставить им автокефалию в обход законной Русской Православной Церкви.

С канонической точки зрения возникает вопрос: остался ли Константинопольский патриархат православным после столь откровенного общения с политически ориентированными раскольниками, преступниками и протестантствующими и кощунствующими обновленцами?

Вселенская патриархия ждала «деяний Собора» от украинской стороны, но не дождалась. На этом первоначальное движение вопроса об украинской автокефалии приостановилось.

Но зато, в нарушение канонов, Константинопольская церковь вмешалась в дела Русской Православной Церкви и «даровала автокефалию» Варшавской и Польской митрополии Русской Церкви в 1924 году, которая позже сыграла свою роль в возникновении раскольнической иерархии УАПЦ в годы Второй мировой войны, когда возник второй шанс на реализацию желто-голубой мечты о создании украинской автокефальной церкви.

В 1970-х годах, в период обострения противоречий между Русской Православной Церковью и Константинопольским патриархатом, архиереи последнего, выступая в СМИ со статьями о движении за украинскую автокефалию, и оправдывая свое продолжающееся общение с украинскими раскольниками в США, подчеркивали, что они действительно поддерживали в свое время руководителей обновленческих структур, но не имели общения с самосвятской «иерархией» Василия Липковского. Но есть свидетельства о том, что Константинопольский патриархат в конце 1920-х годах высказывался в своих посланиях по вопросу воссоединения с Церковью липковцев, считая, что их не следует перерукополагать, а принимать «в сущем сане». Хотя известно, что их «хиротония» была фиктивной и никакого сана они в реальности не имели. (Митрополит Феодосий (Процюк) Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917-1943) М., 2004).

 

Украинская автокефалия. Версия 2

Еще один шанс установить свою украинско-националистическую церковь представился во время захвата Украины нацистами. Первоначально немцы в своей национально-конфессиональной политике, направленной на раздробление единого пространства Святой Руси, культуры, нации, увеличения числа расколов и сект, сделали ставку на антироссийских украинских автокефалистов.

Украинских националистов вдохновляла тогда, и по сию пору вдохновляет, автокефалия, предоставленная Польской церкви (самовольно вышедшей из общения с Патриархом Московским Тихоном) Константинополем в 1924 году. Константинополь по прошествии 237 лет внезапно перестал признавать свой собственный Томос 1686 года о передаче Киевской митрополии в состав Московского патриархата. Хотя эта митрополия всегда была частью единой Русской церкви с момента ее создания и Крещения Руси в 988 году. Управлявшаяся одним митрополитом (сначала Киевским, затем Владимирским и Московским – так перемещалась митрополичья кафедра). Но разошедшаяся с Москвой (куда переместился центр политической и религиозной русской жизни) в 1458 году в связи с политическими интригами Польши и вошедшая в юрисдикцию Константинополя. До Томоса 1686 года о переходе Киевской митрополии под власть Московского патриархата.

Стараниями Константинополя, вмешавшегося в 1920-х годах не в свою юрисдикцию и нарушившего церковные каноны, возникла Польская православная церковь.

 

Плоды этой автокефалии были таковы. По инициативе католических государственных властей, римского клира, руками собственных архиереев Польской церкви (этнических русских), материально обласканных властями, к 1939 году православие на территории Польши (куда входили Западная Украина и Западная Белоруссия) было практически уничтожено.

 

С 1939 года, когда исчезла Вторая Речь Посполитая, радикально настроенные группы украинских националистов «сделали ставку» на нацистов и принялись добиваться самостоятельных форм государственности и церкви. 5 ноября 1939 года члены Украинского комитета в Холме писали рейхсминистру Розенбергу об угнетении православных поляками: «Слава Богу, что Польша разрушена по высшей воле фюрера. Наши жертвы и страдания окончены и мы принадлежим сейчас к крупнейшей мировой культурной державе».

Признаки будущей самостийной церкви, которую должны были одобрить и помочь создать фашисты, описывались в обращении Украинского национального объединения в Германии к министру иностранных дел Риббентропу от 18 марта 1940 г. «1) Во главе церкви в качестве митрополита должен стоять национально ориентированный и пользующийся уважением во всех слоях украинского населения украинец…; 2) епископами должны быть назначены национально ориентированные и уважаемые украинцы; 3) священники и церковный персонал в городах и селах должен состоять из национально ориентированных украинцев; 4) вместо прежних русских обрядов и языка должны быть введены украинские обряды и язык; 5) церковь должна управляться украинцами; 6) конфискованные поляками православные церкви и церковное имущество должны быть возвращены Украинской автокефальной церкви» (Цит. по: Шкаровский. М.В. История русской церковной иммиграции СПб, Алетейя, 2009, с.243)

После военного вторжения немцев на территорию СССР глава Польской церкви (сохраненной фашистами лишь из своего понимания целесообразности для будущего) Дионисий (Валединский) поспешил вмешаться в украинские оккупационные дела, в конце 1941 года он единолично вынес решение учредить администратуру «святой автокефальной Православной Церкви на освобожденных землях Украины», а епископа Луцкого Поликарпа (Сикорского), в прошлом активиста из правительства Петлюры, назначил ее «администратором» (титул администратора – католический). В 1942 году на «Соборе» церковных националистов в Пинске с одобрения митрополита Варшавского Дионисия (Валединского) было провозглашено возрождение «Украинской Автокефальной Православной Церкви», которую возглавил Поликарп (Сикорский). Сам Дионисий (Валединский) претендовал в будущем стать патриархом всея Руси, но не Московским, а Киевским. Московский патриархат, по мнению Валединского, фашистами упразднится.

Хотя накануне оккупации, в 1940-1941 годах на Украине и в Белоруссии была восстановлена юрисдикция Русской Православной Церкви, и бывшие польские епископы официально вошли в общение с митрополитом Сергием (Старогородским).

 

Нацисты были заинтересованы в создании антироссийской националистической украинской церковной структуры и способствовали оформлению Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ), радикально отмежевавшейся от Москвы и русофобски настроенной.

 

Одним из епископов «автокефальной» церкви, воспринятой в Москве как самочинный раскол, по повелению немцев стал Мстислав (Скрыпник) – известный бандит, племянник и бывший адъютант Петлюры, «рукоположенный» в 1942 году. (В 1990-е годы он, являясь глубоким стариком, приезжал из Америки и вновь играл свою адскую роль в религиозной жизни Украины).

Украинская Автокефальная церковь, и без того являясь расколом, совершила акт «самоубийства», приняв в свой состав на соборе в Луцке в 1942 году липковскую самосвятскую иерархию «в сущем сане», руководствуясь задачами поглотить все церковные партии на Украине.

УАПЦ не была единственной церковной структурой Украины. Наряду с ней существовала Украинская Автономная Православная Церковь, состоящая из 16 епископов, не ориентированных на радикально-националистические идеи, рукоположенных иерархами Русской Православной Церкви и не порывавшая с Москвой. Автономная церковь пользовалась гораздо большим авторитетом на Украине. Ее епископами были постриженики Почаевской и Киево-Печерской лавр, проявившие себя как исповедники Православия в предыдущие сложные годы. С 1942 года епископы автономной церкви прекратили всякое общение с УАПЦ. Как следствие, два «автономных» архиерея стали жертвами мести националистов и бандитствующих автокефалистов. В 1943 году епископ Мануил (Тарнавский) был похищен и через некоторое время повешен националистами.

 

Ранее митрополит Алексий (Громадский), глава автономной церкви, был расстрелян в автомобиле из засады. Десятками убивалось духовенство за нежелание вести богослужение на мове, стать раскольниками, окормлять бандитов и убийц и исповедовать «автокефалистские ценности».

 

После победы Красной армии «архиереи» «Украинской автокефальной церкви» все ушли в эмиграцию с немцами. Еще ранее Священным собором архиереев Русской Церкви они были лишены сана. Тем не менее, неканоническая УАПЦ продолжила свое существование в США и ее принял в своей общение в 1970-х годах Константинопольский патриархат. Так же, как и ранее, в 1920-х годах этот патриархат признавал незаконным исповедника Патриарха Тихона, но считал законным «Синод» обновленцев.

16 февраля 1972 года Патриарх Московский и всея Руси Пимен направил Патриарху Константинопольскому Афинагору письмо с недоумениями по поводу принятия в общение Архиепископией Константинопольской церкви в США в общение Мстислава (Скрыпника) и признания УПЦ в США в качестве законной структуры – об этом широко сообщали эмигрантские украинские СМИ.

В письме говорилось: «Надо ли напоминать Вашему Святейшеству о том, что все диаконские и пресвитерские «посвящения» в УПЦ в США, совершенные за время ее существования, являются недействительными, а «священнодействия» этого «клира» безблагодатными. Вашему Святейшеству известно, что на протяжении почти 50 лет существования УПЦ в США ни одна из местных православных юрисдикций не признала ее канонической и не вступила с ней в евхаристическое общение. Равно «иерархия» УПЦ в США никогда не являлась членом Конференции канонических епископов в США.

В силу такого закоснелого положения УПЦ в США вне Церкви нас весьма удивили сообщения о взаимообщении «епископа» Мстислава Скрыпника с Экзархом Вашего Святейшества в Америке, Высокопреосвященным архиепископом Иаковом, а также о приеме Скрыпника Вашим Святейшеством в июле истекшего года и о приветственных посланиях Вашего Святейшества так называемому VII Собору УПЦ в США…»

Но тем не менее, Константинополь с 1970-х годов вступил в общение с иерархией националистической Украинской автокефальной церкви. Эти события происходили на фоне обострения отношений между Русской церковью и Константинопольской в начале 1970-х годов из-за предоставления Московским патриархатом автокефалии Православной церкви Америки и из-за предоставления автономии Японской православной церкви. Ответом Константинополя стало учреждение своей епископской кафедры в Азиатско-Тихоокеанском регионе, установление своей власти над Корейской церковью, основанной русскими миссионерами в Сеуле в 1900 году и выстроенной на российские деньги, и принятие в общение украинских раскольников в США, не признанных ранее ни одной канонической православной структурой.

 

Украинская автокефалия. Версия 3

Таким образом, обращения Ющенко, Порошенко к Константинополю об украинской автокефалии предпринимаются не на пустом месте. Константинопольская церковь весь ХХ век взращивала этот ядовитый цветок «украинской автокефалии», вдохновляемая большевиками, поддерживаемая нацистами, затем англосаксами.

 

Для завершения этих сложных процессов и нанесения очередного удара по Церкви-мученице на Украине, через признание раскольнических структур законной автокефалией Константинополю требуется лишь удобный случай.

 

Несмотря на все заявления патриарха Варфоломея о верности канонам, весь ХХ век свидетельствует о постоянном и вероломном нарушении канонов и церковных установлений Константинополем.

Раскольники-националисты, выстроившие свои структуры при посредстве предавших материнскую Русскую Православную Церковь «епископов»-расстриг, получили третий шанс на автокефалию, благодаря политикам-националистам, официально зарегистрировавшим их общины. Многие годы они ожидают признания своих неканонических структур со стороны Константинополя. А он всегда в ХХ веке предпочитал признавать и поддерживать структуры обновленцев, раскольников, бандитов и террористов.

Канонический запрет на вмешательства в дела другой церкви уже преодолевался через заявления о незаконности Томоса 1686 года по прошествии 300 лет. Такие заявления мы не раз слышали в 1990-х, 2000-х годах.

Можно также решить вопрос об автокефалии через временное вхождение неканонических церковных украинских структур в состав Константинопольского патриархата. Так вошла в состав Константинополя УПЦ в США и ее липковское «духовенство» было перерукоположено греками.

Нет сомнений, что на Украине разработаны разные планы по получению автокефалии от Константинополя и эти планы согласованы с Вселенской патриархией. Один из них – объединение раскольников и их вхождение в Константинопольский патриархат с последующим провозглашением автокефалии.

Возродившаяся во Львове в конце 1980-х раскольническая и безблагодатная «Украинская Автокефальная Православная церковь» (которую даже возглавил на некоторое время прибывший из США престарелый Мстислав Скрыпник) уже сделала многое, чтобы облегчить процесс своего структурного вхождения в состав Константинопольской патриархии. В середине 2009 г. УАПЦ заявила о своем желании войти в состав Константинополя, а через год внесла изменения в устав. В июле 2010 г. «Архиерейский Собор» УАПЦ официально отказался от претензий на автокефальное существование и признал своим Первоиерархом патриарха Константинопольского Варфоломея, имя которого стало возноситься на всех богослужениях.

После 2011 года и «Киевский патриархат» раскольника Денисенко предпринял некоторые преобразования в своем Уставе для облегчения диалога с Константинопольским патриархатом и с УАПЦ.

Константинопольская церковь, как показала история, готова «законно» попирать каноны, используя ложь и фальсификацию истории, не только принимать в официальное общение, но и в свой состав иерархию раскольников, обновленцев, двоеженцев, убийц, людей принявших сан по политическим соображениям и за деньги, даже самосвятов. Не смущаясь тем, что эти люди как минимум повинны в тяжком грехе раскола, неповиновения своему патриарху и священноначалию, не говоря уж об их уголовных преступлениях. И само общение с ними есть нарушение канонов.

Вспоминаются слова митрополита Сергия (Старогородского), высказанные в схожей ситуации: «Мы знаем, что в единстве Церкви находятся лишь те, кто находится в общении со своим законным епископом и патриархом; что отлученный своим патриархом не может быть принят в общение другими (Собора в храме Премудрости 1 правило) ….

 

Да и сам вошедший в общение с отлученным подлежит отлучению (Апостольские правила 10, 12). Значит, если Патриархи Константинопольский, Иерусалимский вошли в общение с обновленцами, тем хуже для Патриархов…

 

общение Константинопольского Патриарха с обновленцами может только Патриарха сделать обновленцем, а не обновленцев православными…»

Романова Владислава Николаевна Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус».


Вернуться назад