{headers} Полит Информ > Версия для печати > Египет и Россия: любовь и месть (Dostor.org)
Главная > Зарубежные СМИ > Египет и Россия: любовь и месть (Dostor.org)

Египет и Россия: любовь и месть (Dostor.org)


27-06-2018, 12:00.

 

Футбол. ЧМ-2018. Матч Египет - Уругвай

«Dostor.org», Египет

С чего начинается история российско-египетских отношений, какова их природа и как они развивались с течением времени? Чем обусловлено то заслуживающее сожаления состояние, в котором эти отношения находятся на данном этапе? Какой сфере уделяется наибольшее внимание: политической, экономической, культурной или религиозной?

Возможно, многим неизвестно, насколько глубоки наши отношения с Россией в религиозной сфере. Так, русское христианство относится к православию, поэтому между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью имеются доктринальные связи. В XIX веке царская Россия выдвинула лозунг о том, что является защитницей православия по всему миру, в том числе на Ближнем Востоке. В частности, Русская Православная Церковь пыталась распространить свою защиту на коптов, однако глава Коптской церкви отверг эту идею, подчеркнув ее независимость.

Население царской России, а затем и Советского Союза включало миллионы мусульман, особенно турок и татар. Так были установлены отношения между египетским Аль-Азхаром и мусульманскими народами России. Многие из этих мусульман приезжали в Египет, чтобы учиться в Аль-Азхаре, который стал для них своего рода центром ислама и арабского языка.

Нельзя забывать и о культурном измерении египетско-российских отношений. Разве можно забыть о переводе на арабский язык шедевров русской литературы, особенно произведений XIX века? Разве мы забыли, как торопились купить дешевые переводные книги в «Доме развития» (издательство, переводившее русскую литературу на арабский — прим. ред.) и в Восточную библиотеку (возможно, речь идет о Центре восточной литературы РГБ — прим. ред.)? Как покупали русские музыкальные компакт-диски?

 

Следует также вспомнить историю коммунизма и социалистического движения в Египте, а также их связь с международным движением. Вероятно, эта связь с арабским коммунизмом и египетским, в частности, подвергалась критике со стороны определённых кругов, поскольку последние ставили под сомнение патриотизм некоторых коммунистических групп, особенно, в связи с позицией последних по вопросу создания государства Израиль в 1948 году и арабского национализма на фоне египетско-сирийского объединения в 1958 году.

Одним из исторических свидетельств влияния советского коммунистического движения на национальное движение в Египте, являются британские документы 1919 года, в которых утверждается, что большевики оказали влияние на египетскую революцию 1919 года, сопровождавшуюся появлением независимых республик, таких как Республика Зифта и другие. Однако эти утверждения далеки от действительности и являются порождением страха западных стран перед социалистической революцией в России в 1917 году.

Асуанская плотина — лучшее выражение египетско-российской дружбы, и история всегда будет помнить о российской помощи, оказанной Египту в этой сфере. Об этой дружбе свидетельствует не только сама плотина: египетский кинематограф также осветил эту тему. Так, был снят совместный российско-египетский фильм, съемками которого руководил известный египетский режиссёр Юсеф Шахин. Фильм получил название «Люди на Ниле», однако права на его продвижение или тщательное изучение предоставлено не было.

 


Отрывок из фильма «Люди на Ниле»

С другой стороны, временами египетско-российские отношения не были лишены напряженности, что порой даже заканчивалось их разрывом. В частности, мы хорошо помним позицию Египта времен монархии в отношении Советского Союза и его попыток распространить коммунизм в Египте и на Ближнем Востоке в целом.

Или о позиции Садата в отношении Советского Союза, так как он никогда не доверял Советскому Союзу — ни до того, как пришёл к власти, ни после. Он всегда больше склонялся к союзу с Соединенными Штатами.

Во всяком случае, есть много других аспектов египетско-российских отношений, однако мы не должны жить историей. Мы не должны рассматривать путинскую Россию как Советский Союз, который был нашим союзником против американского империализма. Холодная война закончилась, и мы живём в эпоху глобализации или, возможно, в период постглобализации. Поэтому, определяя новые векторы развития российско-египетских отношений, очень важно учитывать уроки истории.

Мухаммед Афифи (Muhammed Afifi)



Вернуться назад