{headers}
Главная > Зарубежные СМИ > Египет и Россия: любовь и месть (Dostor.org)
Египет и Россия: любовь и месть (Dostor.org)27-06-2018, 12:00. |
«Dostor.org», Египет С чего начинается история российско-египетских отношений, какова их природа и как они развивались с течением времени? Чем обусловлено то заслуживающее сожаления состояние, в котором эти отношения находятся на данном этапе? Какой сфере уделяется наибольшее внимание: политической, экономической, культурной или религиозной? Возможно, многим неизвестно, насколько глубоки наши отношения с Россией в религиозной сфере. Так, русское христианство относится к православию, поэтому между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью имеются доктринальные связи. В XIX веке царская Россия выдвинула лозунг о том, что является защитницей православия по всему миру, в том числе на Ближнем Востоке. В частности, Русская Православная Церковь пыталась распространить свою защиту на коптов, однако глава Коптской церкви отверг эту идею, подчеркнув ее независимость. Население царской России, а затем и Советского Союза включало миллионы мусульман, особенно турок и татар. Так были установлены отношения между египетским Аль-Азхаром и мусульманскими народами России. Многие из этих мусульман приезжали в Египет, чтобы учиться в Аль-Азхаре, который стал для них своего рода центром ислама и арабского языка. Нельзя забывать и о культурном измерении египетско-российских отношений. Разве можно забыть о переводе на арабский язык шедевров русской литературы, особенно произведений XIX века? Разве мы забыли, как торопились купить дешевые переводные книги в «Доме развития» (издательство, переводившее русскую литературу на арабский — прим. ред.) и в Восточную библиотеку (возможно, речь идет о Центре восточной литературы РГБ — прим. ред.)? Как покупали русские музыкальные компакт-диски?
Следует также вспомнить историю коммунизма и социалистического движения в Египте, а также их связь с международным движением. Вероятно, эта связь с арабским коммунизмом и египетским, в частности, подвергалась критике со стороны определённых кругов, поскольку последние ставили под сомнение патриотизм некоторых коммунистических групп, особенно, в связи с позицией последних по вопросу создания государства Израиль в 1948 году и арабского национализма на фоне египетско-сирийского объединения в 1958 году. Одним из исторических свидетельств влияния советского коммунистического движения на национальное движение в Египте, являются британские документы 1919 года, в которых утверждается, что большевики оказали влияние на египетскую революцию 1919 года, сопровождавшуюся появлением независимых республик, таких как Республика Зифта и другие. Однако эти утверждения далеки от действительности и являются порождением страха западных стран перед социалистической революцией в России в 1917 году. Асуанская плотина — лучшее выражение египетско-российской дружбы, и история всегда будет помнить о российской помощи, оказанной Египту в этой сфере. Об этой дружбе свидетельствует не только сама плотина: египетский кинематограф также осветил эту тему. Так, был снят совместный российско-египетский фильм, съемками которого руководил известный египетский режиссёр Юсеф Шахин. Фильм получил название «Люди на Ниле», однако права на его продвижение или тщательное изучение предоставлено не было.
С другой стороны, временами египетско-российские отношения не были лишены напряженности, что порой даже заканчивалось их разрывом. В частности, мы хорошо помним позицию Египта времен монархии в отношении Советского Союза и его попыток распространить коммунизм в Египте и на Ближнем Востоке в целом. Или о позиции Садата в отношении Советского Союза, так как он никогда не доверял Советскому Союзу — ни до того, как пришёл к власти, ни после. Он всегда больше склонялся к союзу с Соединенными Штатами. Во всяком случае, есть много других аспектов египетско-российских отношений, однако мы не должны жить историей. Мы не должны рассматривать путинскую Россию как Советский Союз, который был нашим союзником против американского империализма. Холодная война закончилась, и мы живём в эпоху глобализации или, возможно, в период постглобализации. Поэтому, определяя новые векторы развития российско-египетских отношений, очень важно учитывать уроки истории. Мухаммед Афифи (Muhammed Afifi) Вернуться назад |